ступок. «Когда говорят о поступке, поясняет И.Ф.Харламов, то обычно имеют ввиду то или иное действие или состояние человека»'. Характер поступков определяют мотивы и побуждения, имеющие стимулирующее воздействие на человека’. Нравственными поступки могут быть тогда, когда нравственными оказываются действия и состояния человека, а также его мотивы и цели. В структуре поступка предполагается выделять внешнюю сторону, выраженную в определённом действии и состоянии и внутреннюю, выраженную в целях, мотивах, намерениях и т.д. В последних преломляются отношения личности. Поэтому данная сторона поступка определяет отношение. Совокупность поступков является поведением. В поведении выделяются аналогичные структурные компоненты: система определённых действий (состоянии) и стимулирующих эти действия (состояния) моральных отношений. Таким образом, нравственность личности проявляется как в её отдельных поступках, так и в поведении в целом. Это предполагает, во-первых, совокупность тех конкретных действий и состояний, из которых складывается поведение личности, во-вторых, систему целей, мотивов и намерений, шгорыми она рутоводствуется в своей деятельности’. Нравственное воспитание как педагогический процесс предполагает организацию разнообразной практической деятельности учащихся и формирование у них моральных отношений (потребностей, целей и мотивов деятельности). Это один компонент содержания морального воспитания. Другим важным ютмпонентом является формирование у учащихся психологических свойств и качеств, которые выступают как носители нравственности*. 140 ' Там же, С.25. Если подросток сидит в автобусе, когда имеются свободные места, то в этом ничего предосудительного нет. Однако, если он сидит при огсутствии свободных мест, а женщины, пожилые люди или инвалиды стоят, то необходимо говорить о недостаточной моральной культуре подростка. ’ Харламов И.Ф. Указ соч. с.27-28]. * Замети.^(, что в научной и научно-популярной литературе чаще используется термин «моральные качества личности», хотя существует мнение, что с научной точки зрения правильнее было бы говорить не о качествах, а о моральных свойствах личности, как определённых чертах её сознания и поведения. СМ.; Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цырлина Т.В. Нравственнее воспитание.-С.38. |
коллективистической направленности является характер влияния на личность коллектива, а степень влияния определяется уровнем его сформирован ности. Третий подход конкретизирует содержание нравственного воспитания и его механизм [196]. Известно, что о нравственности человека судят обычно по его поведению. В качестве единицы поведения выступает поступок. "Когда говорят о поступке, поясняет И.Ф.Харламов, то обычно имеют ввиду то или иное действие или состояние человека" [там же,с.25]. Характер поступков определяют мотивы и побуждения, имеющие стимулирующее воздействие на человека. (Если подросток сидит в автобусе, когда имеются свободные места, то в этом ничего предосудительного нет. Однако, если он сидит при отсутствии свободных мест, а женщины, пожилые люди или инвалиды стоят, то необходимо говорить о недостаточной моральной культуре подростка. Примеры легко продолжить. Ограничимся приведённым). Нравственными поступки могут быть тогда, когда нравственными оказываются действия и состояния человека, а также его мотивы и цели. В структуре поступка предполагается выделять внешнюю сторону, выраженную в определённом действии и состоянии (ученик читает, пишет и т.д.) и внутреннюю, выраженную в целях, мотивах, намерениях и т.д. В последних преломляются отношения личности. Поэтому данная сторона поступка определяет отношение. Совокупность поступков является поведением. В поведении выделяются аналогичные структурные компоненты: система определённых действий (состояний) и стимулирующих эти действия (состояния) моральных отношений. Таким образом, нравственность личности проявляется как в её отдельных поступках, так и в поведении в целом. Это предполагает, во-первых, совокупность тех конкретных действий и состояний, из которых складывается поведение личности, во-вторых, систему целей, мотивов и намерений, которыми она руководствуется в своей деятельности [там же,с.27-28]. Отсюда вывод: нравственное воспитание как педагогический процесс предполагает организацию разнообразной практической деятельности учащихся 48 и формирование у них моральных отношений (потребностей, целей и мотивов деятельности). Это один компонент содержания морального воспитания. Другим важным компонентом является формирование у учащихся психологических свойств и качеств, которые выступают как носители нравственности. (Заметим в скобках, что в научной и научно-популярной литературе чаще используется термин "моральные качества личности", хотя существует мнение, что с научной точки зрения правильнее было бы говорить не о качествах, а о моральных свойствах личности, как определённых чертах её сознания и поведения [21,с.38]. Собственно моральных качеств и их антиподов насчитывается 156 и они разделяются на 4 подтипа: коллективистские, гуманистические качества, качества, связанные с отношением личности к распределению ценностей и качества, связанные с особенностями морального регулирования поведения [там же,с.39-41]. Третьим содержательным компонентом нравственного воспитания является формирование у учащихся социально-этических качеств, воплощающих основные требования морали. Совокупность важнейших видов деятельности и соответствующих требованиям морали отношений определяют социально-этическую сторону нравственного воспитания. Формирование каждого нравственного качества (свойства) затрагивает глубинные сферы психологического воздействия на учащихся и составляет психолого-педагогический аспект содержания нравственного воспитания. В целом четвёртый компонент включает в себя: а) развитие у учащихся нравственного сознания, т.е. формирование у них потребностно-мотивационной сферы и усвоение норм и правил морального поведения; б) выработку и развитие нравственных чувств; формирование и закрепление устойчивых нравственных умений, навыков и привычек; г) укрепление и совершенствование воли и положительных черт характера Перечисленные компоненты содержания нравственного воспитания относятся как к моральному развитию личности в целом, так и к формированию ее отдельных нравственных качеств [там же,с.40 |