Собственно моральных качеств и их антиподов насчитывается более ста пятидесяти, и они разделяются на четыре подтипа: коллективистские, гуманистические качества, качества, связанные с отношением личности к распределению ценностей и качества, связанные с особенностями морального регулирования поведения'. Третьим содержательным компонентом нравственного воспитания является формирование социально-этических качеств, воплощающих основные требования морали. Совокупность важнейших видов деятельности и соответствующих требованиям морали отношений определяют социально-этическую сторону нравственного воспитания. Формирование каждого нравственного качества (свойства) затрагивает глубинные сферы психологического воздействия на учащихся и составляет психолого-педагогический аспект содержания нравственного воспитания. В целом четвёртый компонент включает в себя: развитие нравственного сознания, т.е. формирование у них потребностномотивационной сферы и усвоение норм и правил морального поведения; выработку и развитие нравственных чувств; формирование и закрепление устойчивых нравственных умений, навыков и привычек; укрепление и совершенствование воли и положительных черт характера. Перечисленные ютмпоненты содержания нравственного воспитания относятся как к моральному развитию личности в целом, так и к формированию ее отдельных нравственных качеств’. Четвёртый подход охватывает круг вопросов, ввязанных с развитием нравственных убеждений школьников. В частности, оформилось мнение, согласно которому «нравственные убеждения представляют собой сложные как в структурном, так и в функциональном отношении образования, возникновение юэторых предполагает довольно высокий уровень нравственного развития личности»’. В соответствии с этим формулируется предположение, что только на определённом этапе онтогенеза личности возможно 141 ' Там же, с.39-41. ’ Там же, с.40-44.к а т /14V, V . T V 'г т . Развитие нравственных убеждений школьников. /Под ред. М.И.Боришевского. Киев; Рад. школа, 1986.с.32. |
и формирование у них моральных отношений (потребностей, целей и мотивов деятельности). Это один компонент содержания морального воспитания. Другим важным компонентом является формирование у учащихся психологических свойств и качеств, которые выступают как носители нравственности. (Заметим в скобках, что в научной и научно-популярной литературе чаще используется термин "моральные качества личности", хотя существует мнение, что с научной точки зрения правильнее было бы говорить не о качествах, а о моральных свойствах личности, как определённых чертах её сознания и поведения [21,с.38]. Собственно моральных качеств и их антиподов насчитывается 156 и они разделяются на 4 подтипа: коллективистские, гуманистические качества, качества, связанные с отношением личности к распределению ценностей и качества, связанные с особенностями морального регулирования поведения [там же,с.39-41]. Третьим содержательным компонентом нравственного воспитания является формирование у учащихся социально-этических качеств, воплощающих основные требования морали. Совокупность важнейших видов деятельности и соответствующих требованиям морали отношений определяют социально-этическую сторону нравственного воспитания. Формирование каждого нравственного качества (свойства) затрагивает глубинные сферы психологического воздействия на учащихся и составляет психолого-педагогический аспект содержания нравственного воспитания. В целом четвёртый компонент включает в себя: а) развитие у учащихся нравственного сознания, т.е. формирование у них потребностно-мотивационной сферы и усвоение норм и правил морального поведения; б) выработку и развитие нравственных чувств; формирование и закрепление устойчивых нравственных умений, навыков и привычек; г) укрепление и совершенствование воли и положительных черт характера Перечисленные компоненты содержания нравственного воспитания относятся как к моральному развитию личности в целом, так и к формированию ее отдельных нравственных качеств [там же,с.40 Четвёртый подход охватывает круг вопросов, связанных с развитием нравственных убеждений школьников. В частности, оформилось мнение, согласно которому "нравственные убеждения представляют собой сложные как в структурном, так и в функциональном отношении образования, возникновение которых предполагает довольно высокий уровень нравственного развития личности" [154,с.32]. В соответствии с этим формулируется предположение, что только на определённом этапе онтогенеза личности возможно появление в её сознании нравственных убеждений. В конце подросткового возраста школьник достигает такого уровня развития, который позволяет ему овладеть первыми нравственными убеждениями. Дальнейшее развитие нравственных убеждений происходит на следующем возрастном этапе ранней юности. В этот возрастной период нравственные убеждения приобретают обобщённый, системный характер и становятся относительно завершёнными структурно-функциональными образованиями в моральном сознании личности. Пятый подход начинает оформляться со второй половины 80-х гг. В его рамках происходит обобщение передового практического опыта школ, внешкольных воспитательных учреждений, отдельных учителей-новаторов по ряду актуальных вопросов нравственного воспитания [131 и т .д .]. Обобщение передового педагогического опыта показало необходимость переноса воспитательных усилий с массовых организационных форм работы на реализацию индивидуального подхода к формированию нравственного сознания и поведения, в том числе поступков личности и мотивов, которые их вызывают. Интенсивное исследование нравственной проблематики продолжается в конце 80-х гг., несмотря на осложнения социально-экономического и политического характера. Рассмотрены вопросы нравственного воспитания подростков и старшеклассников[22, 24, 184 и т .д .], нравственного воспитания подростков в процессе обучения [11, 12 и т .д .], раскрыто соотношение правового и нравственного воспитания подростков [94], нравственного и эстетического воспитания школьников [132] и т.д. Проведённые исследования 50 |