Воспитательные концепции начинают корректироваться в соответствии с гуманистической педагогикой, основные положения которой сформулированы американским ученым К. Роджерсом. В тот период они получили большое распространение в нашей стране и стали объектом изучения многих известных ученых (Ш .А. Амонашвили, М.Н. Берулава, И.В. Бестужев-Лада, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, Л.П. Буева, Б.С. Гершунский, В.П. Зинченко, В.В. Краевский, З.А. Малькова, Б.М. Неменский, Н.С. Розов, Е.Н. Шиянов и др.). Следует отметить, что гуманистические идеи легли на благодатную почву, подготовленную трудами Н.И. Пироюва, К.Д. Ушинскопо, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского, философско-культурологическими идеями М . Бахтина, В.И. Библера, Д.С. Лихачева, А.Ф.Лосева, Ю .М . Лотмана, М. Мамардашвили. Это позволило определить методологию гуманитаризации образовательной деятельности и учебно-воспитательного процесса. Гуманитаризация образования это, по сути дела, «очеловечивание» учебных дисциплин, наполнение их живыми чувствами, яркими образами взамен сухой информации и схем, засилье которых привело к формальному усвоению знаний. Проведённые исследования внесли позитивный вклад в теорию и практику нравственного воспитания. В то же время события }ювейшей российсгюй истории девальвировали ряд концептуальных посылок и исследовательский подходов в области нравственного воспигания. В 90-е гг. внимание к вопросам нравственного воспитания резко уменьшилось, что было вызвано утратой в обществе интереса к проблемам морали. В настоящее время этот интерес начинает восстанавливаться по мере того, как общественное сознание обретает утраченную способность переключаться с повседневньпс вопросов на фундаментальные проблемы. На этой волне возрождающегося интереса мы считаем оптимальным рассмотрение моральных проблем во взаимосвязи с социокулътурной модернизацией современного российсшго общества. В этом видится реализация основной идеи постмодернизма преемственности через обновление. Тем не менее, возродившийся интерес к морали не был обусловлен его полной утратой. В 90-е гг. проведено ряд небезынтересных диссергга143 |
внесли позитивный вклад в теорию и практику нравственного воспитания. В то же время события новейшей российской истории девальвировали ряд концептуальных посылок и исследовательский подход©» в области нравственного воспитания. В 90-е i t . внимание к вопросам нравственного воспитания резко уменьшилось, что было вызвано утратой в обществе интереса к проблемам морали. В настоящее время этот интерес начинает восстанавливаться по мере того, как общественное сознание обретает утраченную способность переключаться с повседневных вопросов на фундаментальные проблемы. На этой волне возрождающегося интереса мы считаем оптимальным рассмотрение моральных проблем во взаимосвязи с социокультурной модернизацией современного российского общества. В этом видится реализация основной идеи постмодернизма преемственности через обновление. Тем не менее, возродившийся интерес к морали не был обусловлен его полной утратой. В 90-е гг. проведено ряд небезынтересных диссертационных исследований, посвящённых нравственному воспитанию различных возрастных групп учащихся. Нравственное воспитание младших школьников проанализировано в следующих аспектах. Е.В.Белоусова [20] изучила возможности использования традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников. Н.Б.Колесникова [79] разработала педагогические основы формирования индивидуального нравственного сознания младших школьников. З.ММагиярова [104] рассмотрела формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной родной речи. Х.Х.Батгаева [17] раскрыла опыт карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников. С.А.Мухамедьянов [121] обосновал педагогические условия нравственного воспитания младших школьников с использованием прогрессивных идей башкирской народной педагогики. Н.В.Никитина [124] определила педагогические средства мотивации нравственных поступков младших школьников в образовательном процессе. Б.Б.Никулина [128] использовала этнокультурные традиции для нравственно-зстетичеекого воспитания младших школьников. 51 |