Проверяемый текст
Гарифуллина, Резеда Саитовна; Нравственное воспитание подростков в детских творческих объединениях (Диссертация 2003)
[стр. 149]

В общественном сознании нравственность непоколебима.
Она, попрежнему, выступает как универсальная ценность.
В понимании морали для данного исследования характерна та её часть, которая рассматривает нравственность как совокупность моральных норм поведения, которые регулируют отношения людей между собой.
Поэтому приоритет остаётся за регулятивной функцией морали, реализация которой обеспечивает;
солидарность между людьми и направленность на конструктивное сотрудничество; развитие отношений терпимости и взаимопомощи; предупреждение и преодоление мэнфликгообразующих ситуаций.
Моральное регулирование осуществляется двумя способами: внешнее, осуществляемое нормами (правилами) и внутреннее, опирающееся на возможности нравственной саморегуляции личности.
В поведенческой
практике эти способы выступают в единстве.
Однако, в зависимости от конкретной ситуации тот или иной способ может преобладать.
Саморегуляция предполагает не только выбор поступков и линии поведения, но и формирования себя как личности.
От развития у личности способности к саморегуляции поведения зависит то, в какой степени она использует богатство моральных установок как основу для программирования и выбора, нравственных образцов поведения.
Формирование способности к нравственному саморегулированию
вьфажает сущность нравственного сознания школьника как субъекта нравственных отношений»'.
Таким образом, смысл индивидуальной саморегуляции состоит в приведении своего поведения в соответствии с моральными нормами.

Личность осуществляет регуляцию поведения через осознание и принятие моральных норм.
Индивидуальное нравственнее сознание складывается в основном из: теоретического усвоения и принятия моральных норм, выделения нравственного аспекта поступков и ситуаций, выработки индивидуальных критериев нравственной оценки (самооценки), в том числе и личностного отношения к ситуациям и поступкам, проектирования модели личностного поведения.

149 ' Бондаревская Е.В.
Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной рефорл!Ы.Ростов н/Д.: РГПИ, 1986.
с.30-31.
[стр. 55]

ответственность личности по отношению к свободному нравственному развитию (саморазвитие).
Свобода предполагает автономное отношение личности к собственным нравственным качествам: она может усилить одни, ослабить другие и проигнорировать третьи.
В то же время наблюдается усиление потребности личности в базе творческого саморазвития, складывающейся под влиянием нравственного воспитания.
Нравственная деятельность, подчинённая индивидуальным нормам, направляется на реализацию потенциальных возможностей интеллекта и воли с максимальной пользой для субъекта.
Достижение индивидуального успеха в виде выгоды-пользы не противоречит общественным установкам на свободу самореализации.
Так нормативная нравственность обеспечивает защиту прав личности и интересов общества.
Своевременное снятие конфликтов между интересами личности и общества предполагает реализацию индивидуальной модели нравственного поведения и обеспечение социально-государственными институтами прав человека.
Применительно к нравственному воспитанию в диалектике социального и индивидуального произошло смещение в сторону индивидуального, что позволило добиться динамического равновесия личных и общественных интересов.
В общественном сознании нравственность непоколебима.
Она, по-прежнему, выступает как универсальная ценность.
В понимании морали для данного исследования характерна та её часть, которая рассматривает нравственность как совокупность моральных норм поведения, которые регулируют отношения людей между собой.
Поэтому приоритет остаётся за регулятивной функцией морали, реализация которой обеспечивает:
1) солидарность между людьми и направленность на конструктивное сотрудничество; 2) развитие отношений терпимости и взаимопомощи; 3) предупреждение и преодоление конфликтообразующих ситуаций.
Моральное регулирование осуществляется двумя способами: внешнее, осуществляемое нормами (правилами) и внутреннее, опирающееся на возможности нравственной саморегуляции личности.
В поведенческой


[стр.,56]

практике эти способы выступают в единстве.
Однако, в зависимости от конкретной ситуации,тот или иной способ может преобладать.
Саморегуляция предполагает не только выбор поступков и линии поведения, но и формирования себя как личности”.
От развития у личности способности к саморегуляции поведения зависит то, в какой степени она использует богатство моральных установок как основу для программирования и выбора нравственных образцов поведения.
Формирование способности к нравственному саморегулированию
выражает сущность нравственного сознания школьника как субъекта нравственных отношений" [29, с .3 0 -3 1 ].
Таким образом, смысл индивидуальной саморегуляции состоит в приведении своего поведения в соответствии с моральными нормами.

Это достаточно распространённая точка зрения.
Личность осуществляет регуляцию поведения через осознание и принятие моральных норм.
Индивидуальное нравственнее сознание складывается в основном из: теоретического усвоения и принятия моральных норм, выделения нравственного аспекта поступков и ситуаций, выработки индивидуальных критериев нравственной оценки (самооценки), в том числе и личностного отношения к ситуациям и поступкам, проектирования модели личностного поведения.

В структуре индивидуального нравственного сознания принято выделять три вида компонентов: нормативный (моральные знания, категории, принципы, понятия и т.д.), оценочный (оценки, самооценки и т.д.) и регулятивный (нравственные отношения, убеждения, чувства и т.д.).
Сложно соподчиняясь и образуя необычные комбинации, названные компоненты имеют конечной целью реализацию моральных норм при выборе поведенческих альтернатив.
Различны и функции этих компонентов: нормативный компонент обеспечивает устойчивость поступков (выбора) и личности в целом; оценочный компонент задает критерии и эталоны поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе конфликтных, и способствует развитии нравственней рефлексии; ре

[Back]