В структуре индивидуального нравственного сознания принято выделять три вида компонентов: а) нормативный (моральные знания, категории, принципы, понятия и т.д.), б) оценочный (оценки, самооценки и т.д.), в) регулятивный (нравственные отношения, убеждения, чувства и т.д.). Сложно соподчиняясь и образуя необычные комбинации, названные компоненты имеют конечной целью реализацию моральных норм при выборе поведенческих альтернатив. Различны и функции этих компонентов: нормативный Еюмпонент обеспечивает устойчивость поступков (выбора) и личности в целом; оценочный компонент задает критерии и эталоны поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе конфликтных, и способствует развитии нравственней рефлексии; регулятивный компонент соотносит сознание и поведение. Согласно приведённым рассуждениям диалектическое единство нормативное, оценочного и регулятивного компонентов индивидуального морального сознания представляет внутренний механизм, действие которого обеспечивает саморегуляцию поведения. Поэтому принципиально важной задачей нравственного воспитания является включение личности в процесс формирования составляющих механизм саморегуляции компонентов и поддержание самого механизма на оптимальном уровне. Решение этой задачи обеспечивает результативность процесса нравственного воспитания. Эффективность механизма саморегуляции определяется способностью совершать поступки и осуществлять выбор в конфликтных ситуациях с нравственным содержанием. Способность осуществлять моральный выбор является интегративным критерием нравственной воспитанности'. Таким образом, смысл нравственного саморегулирования представляется как способность личности соотносить поступки с моральной нормой и на этой основе осуществлять сотрудничество, либо конкурировать с другими людьми. Разумеется, моральное развитие личности в школьном возрасте не сводится только к становлению механизма нравственной са150 Моральный выбор / Под общ. ред. А. И.Титаренко.М.: Изд-во МГУ, 1980; Снроткнн Л.Ю., Егмева С.Ф. Нравственный выбор и его воспитание: Научно-методичеекое пособие.Казань: КГПУ, 1995. |
практике эти способы выступают в единстве. Однако, в зависимости от конкретной ситуации,тот или иной способ может преобладать. Саморегуляция предполагает не только выбор поступков и линии поведения, но и формирования себя как личности”. От развития у личности способности к саморегуляции поведения зависит то, в какой степени она использует богатство моральных установок как основу для программирования и выбора нравственных образцов поведения. Формирование способности к нравственному саморегулированию выражает сущность нравственного сознания школьника как субъекта нравственных отношений" [29, с .3 0 -3 1 ]. Таким образом, смысл индивидуальной саморегуляции состоит в приведении своего поведения в соответствии с моральными нормами. Это достаточно распространённая точка зрения. Личность осуществляет регуляцию поведения через осознание и принятие моральных норм. Индивидуальное нравственнее сознание складывается в основном из: теоретического усвоения и принятия моральных норм, выделения нравственного аспекта поступков и ситуаций, выработки индивидуальных критериев нравственной оценки (самооценки), в том числе и личностного отношения к ситуациям и поступкам, проектирования модели личностного поведения. В структуре индивидуального нравственного сознания принято выделять три вида компонентов: нормативный (моральные знания, категории, принципы, понятия и т.д.), оценочный (оценки, самооценки и т.д.) и регулятивный (нравственные отношения, убеждения, чувства и т.д.). Сложно соподчиняясь и образуя необычные комбинации, названные компоненты имеют конечной целью реализацию моральных норм при выборе поведенческих альтернатив. Различны и функции этих компонентов: нормативный компонент обеспечивает устойчивость поступков (выбора) и личности в целом; оценочный компонент задает критерии и эталоны поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе конфликтных, и способствует развитии нравственней рефлексии; ре гулятивный компонент соотносит сознание и поведение. Согласно приведённым рассуждениям, диалектическое единство нормативною, оценочного и регулятивного компонентов индивидуального морального сознания представляет внутренний механизм, действие которого обеспечивает саморегуляцию поведения. Поэтому принципиально важной задачей нравственного воспитания является включение личности в процесс формирования составляющих механизм саморегуляции компонентов и поддержание самого механизма на достаточно оптимальном уровне. Решение этой задачи обеспечивает результативность процесса нравственного воспитания. Эффективность механизма саморегуляции определяется способностью совершать поступки и осуществлять выбор в конфликтных ситуациях с нравственным содержанием. Способность осуществлять моральный выбор является интегративным критерием нравственной воспитанности [118, 161]. Таким образом, смысл нравственного саморегулирования представляется как способность личности соотносить поступки с моральной нормой и на этой основе осуществлять сотрудничество, либо конкурировать с другими людьми. Разумеется, моральное развитие личности в школьном возрасте не сводится только к становлению механизма нравственной саморегуляции. Однако, не вызывает сомнений, что это центральный компонент структуры нравственно воспитанной личности. Обобщая сказанное, можно сформулировать основные условия повышения эффективности нравственного воспитания учащихся в период модернизации. К их числу целесообразно отнести: максимальный учёт специфики (российской, региональной) социокультурной модернизации; обеспечение направленности процесса нравственного воспитания на формирование действенного механизма саморегуляции; согласованность (непротиворечивость) рационального и эмоционального в моральном сознании и поведении; 57 |