Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 158]

нальности как мыследеятельностной способности воспроизводить и производить мир в интерсубъективной плоскости.
Это качество рассматривается как одно из важнейших во всех педагогических системах мира.
Именно на пробуждение мысли воспитанника ориентировались великие педагоги Востока и Запада
(<(Сократическая беседа», «вопросы к учителю» у Конфуция, парадоксальные приемы у наставников дзен-буддизма, игровой метод у Эразма Роттердамского и Яна Амоса Коменского, «проблемные ситуации» у Руссо и Дистервега).
Ценность самостоятельности подчеркивал в X V I веке М.Монтень'.
Поощрение самостоятельности мысли всегда было императивом деятельности классиков русской педагогики (Н.И.Пирогова,
К.Д.Ушинского, П.Ф.Лесгафта, В.Н.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского).
О важности воспитания самостоятельности мысли студента писали Н.Е.Жуковский,
В.В.Шулейкин, Е.В.Тарле, А.А.Смирнов и др.
Данное качество в своей стержневой сути определяется категорией «интеллект».
Именно интеллект является важнейшим признаком человека, обеспечивая поступательный ход цивилизации за счет преодоления энтропийных процессов’ .
В
педагогической плоскости интеллектуальное развитие чаще всего сводится к способности личности осуществлять некий набор формально-логических операций.
Именно эта методология лежала в основе известного психологического теста интеллектуальности
1Q.
На наш взгляд, лежащая в основе теста методика не является валидной, т.е.
измеряет не искомое качество, а степень усвоения неких логических стереотипов и способность их применять в тестовых ситуациях, набор которых, кстати, тоже весьма ограничен.
Смысловая неопределенность данного параметра личности лишает исследователей объективного
158 ' Он писал: “ Мы умеем сказать с важным видом: "Так говорил Цицерон" или "Таково учение Платона о нравственности” , или “ Вот подлинные слова Аристотеля".
Ну а мы-то сами, что мы скажем от своего имени? Каковы наши собственные суждения? Каковы наши поступки? А то ведь это мог бы сказать и попугай...
Я предпочитаю самостоятельно ковать себе душу, а не украшать ее лозан.мсзвованным добром".
’ Не случайно Платон считал интеллект тем свойством, которое отличает человека от животного и приобщает человека в сверхиндивидуальному («божественному») миру.
[стр. 96]

крестьянину”! Словом, духовная любовь доступна всем людям, независимо от уровня их культурности»’.
Таким образом, вера, а не знания рассматривалась вкачестве основы духовного мира русского человека.
Соответственно, приоритет отдавалсяне образованию (в его западной версии), а просвещению (суть которого Н.
Гоголь сформулировал так: «Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь»^).
Следовательно, система образования (от концепции до содержательного наполнения) должна максимально полно учитывать и воспроизводить специфику духовности.
Лишь в этом случае она эффективно сможет решить задачу формирования нравственной и социально ответственной личности.
Когнитивный (рациональный) пласт сознания предполагает формирование важнейшей составляющей человеческой духовности — рациональности как мыследеятельностной способности воспроизводить и производить мир в интерсубъективной плоскости.
Это качество рассматривается как одно из важнейших во всех педагогических системах мира.
Именно на пробуждение мысли воспитанника ориентировались великие педагоги Востока и Запада
(«сократическая беседа», «вопросы к учителю» у Конфуция, парадоксальные приемы у наставников дзен-буддизма, игровой метод у Эразма Роттердамского и Яна Амоса Коменского, «проблемные ситуации» у Руссо и Дистервега).
Ценность самостоятельности подчеркивал в X V I веке М .
Монтень.
Поощрение самостоятельности мысли всегда было императивом деятельности классиков русской педагогики (Н.

Пгфогова, К.
Ушршского, П.
Лесгафта, В.
Шацкого, А.
Макаренко, В.
Сухомлинского).
О важности воспитания самостоятельности мысли студента писали Н.

Жуковский, В.
Шулейкин, Е.
Тарле, А.
Смирнов и др.
Данное качество воснове своей определяется категорией интеллект.
Именно интеллект являетсяважнейшим признаком человека, обеспечивая поступательный ход цивилизации за счет преодоления энтропийных процессов\ В
педагогике интеллектуальное развитие чаще всего сводится к способности личности осуществлять некий набор формально-логических операций.
Именно эта методология лежала в основе известного психологического теста интеллектуальности
I^ .
На наш взгляд, эта методика не 'И л ь и н И.
А.
Путь духовного обновления.
— Мюнхен, 1962.
— С.
28.
Г оголь Н.
В.
Выбранные местаго переписки сдрузьями.— М., 1993.— С.
94, ^Не случайно Платон считал интеллект свойством, которое отличает человека от животного и приобщает человека к сверхиндивидуальному («божественному») миру.
96

[стр.,97]

является валидной, то есть измеряет не искомое качество, а степень усвоения неких логических стереотипов и способность их применять в тестовых ситуациях, набор которых, кстати, тоже весьма ограничен.
Смысловая неопределенность данного параметра личности лишает исследователей объективного
критерия, а вситуации экспертного опроса по поводу значимости тех или иных качеств интеллекта часто приводит к ошибочным выводам, которые могут дезориентировать и субъектов образовательной деятельности в выборе приоритетов личностного развития.
Например, информация о том, что наша страна по коэффициенту интеллектуализации молодежи в 1950-е годы занимала первое место в мире; в 1985 — 42-е; к началу 1990-х годов замыкала пятый десяток, а сейчас опустилась еще ниже, рассматривается отдельными авторами как крайне тревожный симптом'.
На наш взгляд, эта статистика не дает никаких оснований для такого вывода, ибо непонятно главное: что и как измерялось и сравнивалось.
Другой пример: в середине 1990-х годов среди европейских, японских и американских экспертов проводился опрос, цель которого — определить качества «идеального» менеджера.
Оказалось, что ранг интеллектуальности опустился с 3-го места в 1990 году на 4-е место в 2000 году.
Одновременно ранг творческих способностей (являющихся компонентом интеллекта, но выведенных из его структуры авторами опросника) поднялся с 10-го места в 1990 году на 5-е — в 2000 году’.
В психологический портрет «эффективного» менеджера вошли такие качества, как агрессивность, амбиции, которые заняли более высокий ранг в сравнении с интеллектом (ему было отведено предпоследнее, 11-е место).
В связи с этим актуальной задачей является определение границ и содержания данного профессионального и личностного параметра, ибо объективно, даже на уровне интуиции, роль интеллекта в современном мире высока.
С одной стороны, современный мир вступил винформационную фазу развития цивилизации (с еенаукоемкими технологиями, приоритетом информационных ресурсов, значимостью интеллектуальной собственности вуспешной конкурентной борьбе, обеспечении национальной безопасности), требующую высокого интеллекта.
С другой в обществе усиливаются деструктивные тенденции, сопротивление которым может оказать лишь высоко развитый интеллект.
Речь идет о преступлениях в области новых информационных технологий (проникновение в электронные сети, хищение информационных и иных ресурсов, распространение компьютерных вирусов), о рг1зрушающих человеческую психику возмож' Л е б е д е в О .
Т .
, Ф и л и п п о в а Т .
Ю .
Цивилизация будущего — информационная или интеллектуальная // Мост.
— 2000.
1.
С.
44-46.
’ Там же.
.97

[Back]