Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 160]

Рациональность в ее интеллектуальном значении можно охарактеризовать как мыследеятельностную способность личности в единстве трех составляющих: мыследействия, мыслекоммуникации (речь), и «чистого» мышления.
Взаимосвязь
между этими процессами, переходы от одного к другому обеспечиваются за счет процессов рефлексии и понимания'.
Мыследеятельность — это мыслительно-организованная рефлексия и мыслительно-организованное понимание.

По сути мыследеятельность это своеобразный «гносеологический круп>, который выстраивается на деятельности сознания (включая все этапы постижения действительности, связанные с мышлением) и рефлексии, т.е.
понимания и интерпретации получаемой информации.
Условием и
1юнтекстом осуществления этих процессов является мыслекоммуникация или реальная коммуиикативно-языково-речевая форма взаимодействия в процессе решения рационально-логических задач.
Центральным свойством интеллекта является понимание как способность личности адекватно воспринимать и конструировать смыслы и модели природы, человека и мира (в широком смысле «тексты культуры» как смысловые и содержательные матрицы бытия, опосредующие отношения субъекта и объекта познания).
Как предмет целенаправленного формирования феномен понимания предстает в трех основных типах: семантизирующее, когнитивное и распредмечивающее^.
Семантизирующее понимание — это декодирование единиц текста при дефиците его смыслового восприятия (ситуация типичная на этапе изучения
языка).
Такой тип понимания не позволяет выйти на уровень смысла текста, ограничиваясь восприятием темы или сюжета.
Когнитивное понимание на основе тех же самых единиц текста
по160 ' Данную схему Г.П.
Щедровицкий полагал в качестве сущностной, онтологической, определяющей устройство всего универсума.
Он утверждал, что схема является предельной онтологией, поскольку все, что существует в мире от дебатов в парламенте до обработки почвы и решения математических задач.
является мыследеятельностью, тем или иным ее типом, тем или иным редуцированным или полным
случаем ее.
Щедровицкий Г.П.
Схема деятельности
системно-чгфуктурное строение, смысл и содержание.
Системные исследования.
Методологические проблемы.

Ежегодник.
1986.
М., 1987.
’ Богин Г.И.
К онтологии понимания текста.
// Вопросы методологии, 199 L-N s2.-C .4 l.
[стр. 98]

ностях С М И (манипулирование сознанием спомощью рекламы, пропаганда разрушающих личность форм потребительского поведения), о деятельности тоталитарных сект, использующих различные психотехники сцелью блокирования сознания и воли участника и т.
д.
Рациональность в ее интеллектуальном значении можно охарактеризовать как
мыследеятелыюстпую способность личности в единстве трех составляющих: мыследействия, мыслекоммуникации (речь) и «чистого» мышления.
Взаимосвязь
этих процессов, переходы от одного к другому обеспечиваются за счет рефлексии и понимания*.
Мыследеятельность — это мыслительно-организованная рефлексия и мыслительно-организованное понимание.

Мыследеятельность — своеобразный «гносеологический круг», который выстраивается на деятельности сознания (включая все этапы постижения действительности, связанные смышлением) и рефлексии, то есть понимания и интерпретации получаемой информации.
Условием и
контекстом осуществления этих процессов является мыслекоммуникация или реальная коммуникативно-речевая форма взаимодействия впроцессе решения рационально-логических задач.
Главное свойство интеллекта— понимание как способность личности адекватно воспринимать и конструировать смыслыи модели природы, человека и мира (в широком смысле— «тексты культуры» как смысловые и содержательные матрицы бытия, опосредующие отношения субъекта и объекта познания).
Как предмет целенаправленного формирования феномен понимания предстает в трех основных типах: семантизирующее, когнитивное и распредмечивающее^.
Семантизирующее понимание — это декодирование единиц текста при дефиците его смыслового восприятия (ситуация, типичная на этапе изучения
язьша).
Такой тип понимания не позволяет выйти на уровень смысла текста, ограничиваясь восприятием темы или сюжета.
Когнитивное понимание на основе тех же самых единиц текста
позволяет увидеть связии причины, сделать обобщающие выводы.
Распредмечивающая активность понимания строится на деятельности по декодированию, ' Данную схему Г.
Щедровицкий полагал в качестве сущностной, онтологической, определяющей устройство всего универсума.
Он утверждал, что схема является предельной онтологией, поскольку все, что существует в мире — от дебатов в парламенте до обработки почвы и решения математических задач, — является мыследеятельностью, тем или иным ее типом, тем или иным редуцированным или полным
ее случаем (Щедровицкий Г.
П.
Схема деятельности —
системно-структурное строение, смысл и содержание: Системные исследования.
Методологические проблемы
II Ежегодник.
— М., 1987).
Богин Г.
И.
К онтологии понимания текста Н Вопросы методологии.
1991.— №2.
— С.41.
98

[Back]