Высшей формой коммуникации является диалог, который предполагает многоуровневый контакт субъектов (смысловой, духовнонравственный, эмоционально-психологический), совпадение «смысловых фокусов» порождаемого и интерпретируемого текста и сопровождается синергетическим эффектом смыслообразования. Это, в свою очередь, зависит от адекватной ситуационной идентификации субъектов диалога. Доминантой коммуникативной ситуации становится со-бытие как совокупность значимых для личностей явлений, событий, фактов, ценностей и т.д. Диалог это взаимодействие «разностей» на основе общего (М.М.Бахтин). Поэтому успех диалога в значительной степени обусловливается взаимным соответствием структур действий порождения и интерпретации текстов. Это обеспечивает основу для понимания людьми друг друга в процессе совместной деятельности, для координации их знаний и навыков при решении социально значимых задач. Отсутствие смысловых контактов в ходе общения негативно влияет на эффективность взаимодействия социальных субъектов. Смыслопорождающий эффект диалога определяется не только простьЕМ сложением с у м м ы см ы сл о в С)'бьектов, но и увеличением информационной емкости каждого диалогического акта за счет позиции «вненаходимости», в которой каждый из субъектов коммуникации находится по отношению к другому. Лишь наличие иного, несовпадающего с твоим сознания позволяет говорить о возможности свершения «события», которое реализуется в процессе «вживания», т.е. переживания чужого пере166 и завершается уже в сфере слова и словом. Именно в коммуникативном пространстве взаимодействия всех сторон (обвиняемый, защитник, судья, присяжные заседатели) устанавливается истина, а уже на этой основе выносится "правовое" решение. Иными словами, онтологические формы конфлиЕсгов (в том числе и факты реального насЕшия) предстают в "снятом”, идеальном виде как “перераоотанные” и словом. Конфликт переживается (изживается) в коммуЕШкативном процессе обсуждения, которое завершается "о-суждением" или оправданием. Следует отметить, что коммуникативЕЕые возможности в системе права проявляют себя и с негативной точки зрения здесь с помощью языка нередко совершается насилие над истиной и справедливостью (т.е. над теми ценностями, которые составляют мировоззренческую основу как морали, так и npasia). Как известно слово защитника может оправдать преступника, слово судьи может лишить жизни невиновного. |
в лингвосоциопсихологическом аспекте коммуникация представляет собой обмен действиями порождения и интерпретации смыслов. Здесь она рассматривается как взаимодополняющий коммуникативно-познавательный процесс, который либо сопутствует материально-практической деятельности, либо оказывается самостоятельной деятельностью (с собственным мотивом, продуктом и результатом). Коммуникация, протекающая вформемежличностного общения, является не только условием социального бытия человека, но важнейшей составляющей целого ряда профессий (менеджмент, маркетинг, искусство и т. д.). Поэтому освоение техники успешного социального взаимодействия (и соответствующиеличностные качества) необходимо рассматривать как одну из задач образовательной деятельности'. (сообщением), а ее конструирование и интерпретация — «текстовой деятельностью». Не сводимая к речевому поведениютекстоваядеятельность предполагает «опредмечивание» в актах общения специфичного тяготения социального субъекта к диалогу и партнеру, его способности к пониманию проблемной жизненной ситуации другого субъекта. Лишь на основе такого понимания возможен «смысловой контакт», когда, благодаря адекватному истолкованию коммуникативных замыслов при обмене действиями порождения и интерпретации текстов, возникает эффект диалога — смысловой контакт, основанный на способности партнеров к адекватному истолкованию коммуникативных намерений (ДридзеТ. М.,ОрловаЭ.А. Основы социокультурного проектирования. — М., 1995. — С. 87). ’ В частности, способность к продуктивной коммуникации является условием функционирования и основным инструментом права. Суд с этой точки зрения (конечно, вфилософском ракурсе) можно рассматривать вкачестве регламентированной и санкционированной формы «инобытия» реального конфликта, способа перевода реального насилия в «идеальное» коммуникативное пространство слова и речи. Реальный конфликт (например, факт насилия и его последствия) переводит право в идеальную сферу — в плоскость словесного конфликта, подчиняющегося процедурным правилам, и последний разрешается и завершается уже всфере слова и словом. Именно в коммуникативном пространстве взаимодействия всех сторон (обвиняемый, защитник, судья, присяжные заседатели) устанавливается истина, а уже на этой основе выносится «правовое» решение. Иными словами, онтологические формы конфликтов (в том числеи фактыреального насилия) предстают в«снятом», идеальном виде— как «переработанные» словом. Конфликт переживается (изживается) в коммуникативном процессе обсуждения, которое завершается «осуждением» или оправданием. Следует отметить, что коммуникативные возможности в системе права проявляют себя и с негативной точки зрения — здесь с помощью язьпса нередко совершается насилие над истиной и справедливостью (то есть над теми ценностями, которые составляют мировоззренческую основу морали и права). Как известно, слово защитника может оправдать преступника, слово судьи — лишить жизни невиновного. 106 Высшей формой коммуникации является диалог, предполагающий многоуровневый контакт субъектов (смысловой, духовно-нравственный, эмоционально-психологический), совпадение «смысловыхфокусов»порождаемого и интерпретируемого текста, и сопровождается синергетическим эффектом смыслообразования. Это, в свою очередь, зависит от адекватной ситуационной идентификации субъектов диалога. Доминантой коммуникативной ситуации становится событие как совокупность значимых для личностей явлений, событий, фактов, ценностей и т. д. Диалог — это взаимодействие «разностей» на основе общего (М . Бахтин). Поэтому успех диалога взначительной степени обусловливается взаимньш! соответствием структур действийпорождения и интерпретации текстов. Это обеспечивает основу для понимания людьми друг друга в процессе совместной деятельности, для координации их знаний и навыков при решении социально значимых задач. Отсутствие смысловых контактов в ходе общения негативно влияет на эффективность взаимодействия социальных субъектов. Смыслопорождающий эффектдиалога определяетсянетолько простым сложением суммы смыслов субъектов, но и увеличением информационной емкости каждого диалогического акта за счетпозиции «вненаходимости», вкоторой находится каждый из субъектов коммуникации по отношению к другому. Лишь наличие иного сознания позволяет говорить о возможности свершения «события», которое реализуется в процессе «вживания», то есть переживания чужого переживания. При этом в роли «чужого» может выступать и человеческая личность, и артефакт, и культура в целом. Диалогическая ситуация как ядро межличностной коммуникации возникает из-за объективно существующей заинтересованности потенциальных собеседников в разговоре. Для нее характерно отсутствие дистанции, заранее определенных иерархических позиций, свободная смена <(ролей» вдиалоге, дискретность, то есть «способность выдавать информацию порциями» (Ю . Лотман). Коммуникативно-диалогические отношения в межличностной сфере могут рассматриваться на двух уровнях: социально-психологическом и социально-культурном. Первый уровень представлен актами говорения— слушания (сльппания)—^понимания (взаимопонимания), протекающими в ситуативно общем смысловом поле как деятельность двух или более индивидуумов (это так называемые первичные виды коммуникации в системе «человек— человек»)*. В социально-культурной плоскости диалога чело* В первом случае коммуникационный процесс можно описать с помощью семиотической модели, включающей несколько компонентов: источник информации; коммуникатор, сообщение; коммуникационный канал; коммуникант; экстралингвистический параметр сообщения; источник механических 107 |