живания. При этом в роли “чужого” может выступать и человеческая личность, и артефакт, и культура в целом. Диалогическая ситуация как ядро межличностной коммуникации возникает в силу объективно существующей заинтересованности потенциальных собеседников в разговоре. Для нее характерно отсутствие дистанции, заранее определенных иерархических позиций, свободная смена «ролей» в диалоге, дискретность, т.е. «способность выдавать информацию порциями» (Ю.М.Лотман). Коммуникативно-диалогические отношения в межличностной сфере могут рассматриваться на двух уровнях: социально-психологическом и социально-культурном. Первый уровень представлен актами говорения — слушания (слышания) понимания (взаимопонимания), протекающими в ситуативно общем смысловом поле как деятельность двух или более индивидуумов (это так называемые первичные виды коммуникации в системе «человек-человек»)'. В социально-культурной плоскости диалога человек вступает во взаимодействие с субъектом как носителем ценностей и норм другой культуры. Здесь взаимодействие неизбежно сопровождается проблемами и конфликтными ситуациями, источник которых находится в природе формирования любых социокультурных систем. Дело в том, что интеграционные и идентификационные функции культура реализует во взаимодополняющих и взаимозависимых процессах ассоциации и диссоциации (с одной стороны, подражания, адаптации, сотрудничества, консолидации, с другой противопоставления, разобщения, соревнования, конфликта). Консолидация субъектов, составляющих культурную систему, осуществляется в «момент» встречи с «иным» и сопровождается негативным к нему отношением (что также естественно и закономерно, как и позитивное к «своим»). Один и тот же элемент язык, традиция. 167 ' В первом случае ко.ммуникационный процесс можно описать с помощью семиотической модели, которая включает в себя несколько компонентов источник информации; коммуникатор, сообщение; коммуникационный канал; коммуникант; экстра-лингвнстический параметр сообщения; источник механических помех; источник семантических помех; классовые и социальные фильтры; личностно-индивидуальные фильтры; семантические поля; поля коммуникационной обстановки; потери информации; обратная связь “коммуникагпкоммуникатор”: обратная связь “коммуникант источник информации”. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. С.-Пб.: Изд-во Буковского. 1995.-С.21. |
Высшей формой коммуникации является диалог, предполагающий многоуровневый контакт субъектов (смысловой, духовно-нравственный, эмоционально-психологический), совпадение «смысловыхфокусов»порождаемого и интерпретируемого текста, и сопровождается синергетическим эффектом смыслообразования. Это, в свою очередь, зависит от адекватной ситуационной идентификации субъектов диалога. Доминантой коммуникативной ситуации становится событие как совокупность значимых для личностей явлений, событий, фактов, ценностей и т. д. Диалог — это взаимодействие «разностей» на основе общего (М . Бахтин). Поэтому успех диалога взначительной степени обусловливается взаимньш! соответствием структур действийпорождения и интерпретации текстов. Это обеспечивает основу для понимания людьми друг друга в процессе совместной деятельности, для координации их знаний и навыков при решении социально значимых задач. Отсутствие смысловых контактов в ходе общения негативно влияет на эффективность взаимодействия социальных субъектов. Смыслопорождающий эффектдиалога определяетсянетолько простым сложением суммы смыслов субъектов, но и увеличением информационной емкости каждого диалогического акта за счетпозиции «вненаходимости», вкоторой находится каждый из субъектов коммуникации по отношению к другому. Лишь наличие иного сознания позволяет говорить о возможности свершения «события», которое реализуется в процессе «вживания», то есть переживания чужого переживания. При этом в роли «чужого» может выступать и человеческая личность, и артефакт, и культура в целом. Диалогическая ситуация как ядро межличностной коммуникации возникает из-за объективно существующей заинтересованности потенциальных собеседников в разговоре. Для нее характерно отсутствие дистанции, заранее определенных иерархических позиций, свободная смена <(ролей» вдиалоге, дискретность, то есть «способность выдавать информацию порциями» (Ю . Лотман). Коммуникативно-диалогические отношения в межличностной сфере могут рассматриваться на двух уровнях: социально-психологическом и социально-культурном. Первый уровень представлен актами говорения— слушания (сльппания)—^понимания (взаимопонимания), протекающими в ситуативно общем смысловом поле как деятельность двух или более индивидуумов (это так называемые первичные виды коммуникации в системе «человек— человек»)*. В социально-культурной плоскости диалога чело* В первом случае коммуникационный процесс можно описать с помощью семиотической модели, включающей несколько компонентов: источник информации; коммуникатор, сообщение; коммуникационный канал; коммуникант; экстралингвистический параметр сообщения; источник механических 107 век вступает во взаимодействие с субъектом как носителем ценностей и норм другой культуры. Здесь взаимодействие неизбежно сопровождается проблемами и конфликтными ситуациями, источник которых находится в природе формирования любых социокультурных систем. Интеграционные и идентификационные функции культура реализует во взаимодополняющих и взаимозависимых процессах ассоциации и диссоциации (с одной стороны, подражания, адаптации, сотрудничества, консолидации, сдругой — противопоставления, разобщения, соревнования, конфликта). Консолидация субъектов, составляющих культурную систему, осуществляется вмомент встречи с «иным» и сопровождается негативным к нему отношением (что также естественно изакономерно, как ипозитивное к «своим»). Один и тот же элемент — язык, традиция, идея, ценность— служит одновременно и как способ солидарности, сплочения, и как фактор (и следствие) обособления данного сообщества от других, противопоставления им. Поэтому процесс межкультурного диалога часто сопровождается конфликтными ситуациями. Мировоззренческая и социально-психологическая оппозиция формирует чувство настороженности, отчужденности, перерастает часто во враждебность к носителям других взглядов, ценностей, норм, этнических признаков. В диалоге участвуют личности сих индивидуальным опытом, которые обмениваютсяинформацией различной степени обобщенности и отрефлексированности. Информация первого уровня определяется проблемными ситуациями реальной жизнедеятельности людей. Это сфера актуального общения, которая востребует целостных субъектов с их социокультурными представлениями, циркулирующими на других уровнях организации общества. Именно здесь находятся мотивационно-ценностные истоки взаимодействия, его «энергетические» начала. Субъекты диалога реализуют свои жизненные стратегии, разрешая собственные проблемные жизненные ситуации через три ключевых и взаимодополняющих вида активности (и задействуя при этом специфические ресурсы): рефлексию, коммуникацию и материально-практическую деятельность'. Предпосьшкой диалога является интенциональность действий рефлексии, коммуникации и практической деятельности. На более высоком уровне коммуникации личность транслирует (и усваивает) социально-нормированные способы и образцы деятельности и помех; источник семантических помех; классовые и социальные фильтры; личностно-индивидуальные фильтры; семантические поля; поля коммуникационной обстановки; потери информации; обратная связь «коммуникант— коммуникатор»; обратная связь «коммуникант— источник информации» (З в е р и н цев А. Б. Коммуникационный менеджмент. — СПб., 1995. — С. 21). ‘ Т а м ж е . — С . 21. т |