Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 168]

идея, ценность служит одновременно и как способ солидарности, сплочения, и как фактор (и следствие) обособления данного сообщества от других, противопоставления им.
В силу этих обстоятельств процесс межкуяьтурного диалога часто сопровождается монфлиЕсгными ситуациями.
Мировоззренческая и социально-психологическая оппозиция формирует чувство настороженности, отчужденности, перерастает часто во враждебность к носителям других взглядов, ценностей, норм, этнических признаков.
В диалоге участвуют личности с их индивидуальным опытом, которые обмениваются информацией различной степени обобщенности и отрефлексированности.
Информация первого уровня определяется проблемными ситуациями реальной жизнедеятельности людей.
Это сфера актуального общения, которая востребует целостных субъектов с их социокультурными представлениями, циркулирующими на других уровнях организации общества.
Именно здесь
лежат мотивационно-ценностные истоки взаимодействия, его «энергетические» начала.
Субъекты диалога реализуют свои жизненные стратегии, разрешая собственные проблемные жизненные ситуации через три ключевых и взаимодополняющих вида активности (и задействуя при этом специфические ресурсы): рефлексию, коммуникацию и материально-практическую деятельность'.

Предпосылкой диалога является интенциональность действий рефлексии, коммуникации и практической деятельности.
На более высоком уровне коммуникации личность транслирует (и усваивает) социально-нормированные способы и образцы деятельности и
взаимодействия (т.е.
наиболее распространенные в обществе), накопленные знания и ценности, сконцентрированные в социально-культурных институтах и конкретных областях духовно-практической деятельности (наука, искусство, политика,
религии и т.п.).
Высший уровень предполагает обмен конструктами, фиксирующими существенные отношения и связи, характерные для той или иной области социального и духовного производства.
Это область объектов, где
168 'Т а м же.
[стр. 108]

век вступает во взаимодействие с субъектом как носителем ценностей и норм другой культуры.
Здесь взаимодействие неизбежно сопровождается проблемами и конфликтными ситуациями, источник которых находится в природе формирования любых социокультурных систем.
Интеграционные и идентификационные функции культура реализует во взаимодополняющих и взаимозависимых процессах ассоциации и диссоциации (с одной стороны, подражания, адаптации, сотрудничества, консолидации, сдругой — противопоставления, разобщения, соревнования, конфликта).
Консолидация субъектов, составляющих культурную систему, осуществляется вмомент встречи с «иным» и сопровождается негативным к нему отношением (что также естественно изакономерно, как ипозитивное к «своим»).
Один и тот же элемент — язык, традиция, идея, ценность— служит одновременно и как способ солидарности, сплочения, и как фактор (и следствие) обособления данного сообщества от других, противопоставления им.
Поэтому процесс межкультурного диалога часто сопровождается конфликтными ситуациями.
Мировоззренческая и социально-психологическая оппозиция формирует чувство настороженности, отчужденности, перерастает часто во враждебность к носителям других взглядов, ценностей, норм, этнических признаков.
В диалоге участвуют личности сих индивидуальным опытом, которые обмениваютсяинформацией различной степени обобщенности и отрефлексированности.
Информация первого уровня определяется проблемными ситуациями реальной жизнедеятельности людей.
Это сфера актуального общения, которая востребует целостных субъектов с их социокультурными представлениями, циркулирующими на других уровнях организации общества.
Именно здесь
находятся мотивационно-ценностные истоки взаимодействия, его «энергетические» начала.
Субъекты диалога реализуют свои жизненные стратегии, разрешая собственные проблемные жизненные ситуации через три ключевых и взаимодополняющих вида активности (и задействуя при этом специфические ресурсы): рефлексию, коммуникацию и материально-практическую деятельность'.

Предпосьшкой диалога является интенциональность действий рефлексии, коммуникации и практической деятельности.
На более высоком уровне коммуникации личность транслирует (и усваивает) социально-нормированные способы и образцы деятельности и
помех; источник семантических помех; классовые и социальные фильтры; личностно-индивидуальные фильтры; семантические поля; поля коммуникационной обстановки; потери информации; обратная связь «коммуникант— коммуникатор»; обратная связь «коммуникант— источник информации» (З в е р и н цев А.
Б.
Коммуникационный менеджмент.
— СПб., 1995.
— С.
21).
‘ Т а м ж е .
— С .
21.
т

[стр.,109]

взаимодействия (то есть наиболее распространенные в обществе), накопленные знания и ценности, сконцентрированные всоциально-культурных институтах и конкретных областях духовно-практической деятельности (наука, искусство, политика, религия и т.
п.).
Высший уровень предполагает обмен конструктами, фиксирующими существенные отношения и связи, характерные для той или иной области социального и духовного производства.
Это область объектов, где
воплощаются (образно, вербально, текстуально) итоги материально-практической и коммуникативно-познавательнойдеятельности (законы, теории, произведения искусства как формы «второй ресшьности»).
В процессе социальной коммуникации они осваиваются людьми и «возвращаются» всферу практической жизнедеятельности в виде моделей взаимодействия и образцов поведения.
Циркуляция ценностных и смысловых «конструктов» определяет творческую природу коммуникации и дает ключ к пониманию того механизма, посредством которого личность, будучи носителем заданных обществом ценностей, норм и способов деятельности, становится источником развития социума.
С одной стороны, в общении формируются и транслируются ценности, нормы, смыслы, определяя во многом характер совместной деятельности социальных субъектов.
С другой— в процессе межличностного взаимодействия личность творит образцы, ценности и нормы, которые институционализируются и входят в социокультурную систему.
Следовательно, коммуникацию можно представить и как социальный обмен между субъектами одного или разных уровней социокультурной организации общества, и как процесс создания (изменения) представлений, ценностей, норм.
Общение реального субъекта с реальным партнером может происходить на нескольких уровнях: материально-практическом, духовно-практическом и духовно-информационном (теоретическом)'.
Духовное общение осуществляется в многообразных конкретных ситуациях, но наиболее «чистое» его проявление— дружеский контакт, выражающий эмоционально-интеллектуальную связьличностей как суверенных субъектов, каждый из которых видит в другом полноправного, уникального и вместе с тем близкого, дополняющего его и потому необходимого ему субъекта.
Установление контакта с таким партнером становится внутретшей потребностью, высокой ценностью, формой утверждения социальности человеческого бытия.
Разновидностями практически-духовной формы межличностного взаимодействия являются игровое и обрядовое общение.
Последнее иногда рассматривается как разновидность представительского, ибо входе такоК а г а н М .
С.
Психология общения.
— М ., 1980.
109

[Back]