Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 170]

Разновидностями практически-духовной формы межличностного взаимодействия являются игровое и обрядовое общение.
Последнее иногда рассматривается как разновидность представительского, ибо в ходе
такого взаимодействия индивиды выступают как представители тех или иных социальных групп или институтов.
Наиболее типичная для представительского общения форма информационное взаимодействие, которое, в отличие отмежличностного духовного общения, выступает в форме переговоров партнеров, которым, как полномочным представителям определенных социальных сил (классов, партий, государств, церквей, профсоюзов.
армий) поручено создать условия для партнерских отношений.
Участники переговоров как личности могут быть друг другу вполне индифферентны или даже антипатичны, но как представители они обязаны расширить пространство общих интересов представляемых ими сил
(организаций.
институтов, государств).
Элементы представительного общения выходят за рамки официальных форм.
Каждый человек в той или иной степени представляет социальную и профессиональную группу, к
готорой он принадлежит, и более или менее сознательно ориентируется на значимые в ее кругу социально-типичные черты.
Однако эти элементы подчинены личностной доминанте общения'.
Смысловые координаты межличностной коммуникации субъектов как носителей конкретной культуры определяются не только содержанием текста диалога (предмета разговора), но и ее контекстом культурным, историческим, социальным, психологическим.
Возрастание и приращение смысла в процессе диалога определяется
как его природой, так и базисной культуросозидаютей возможностью человека, его способностью к 170 В некоторых обстоятельствах доминанта и подчиненньсе ей элементы могут меняться местами, и тогда индивиды, не являясь официальными представителями определенных социальных групп или институтов, ощущают себя таковыми по существу и соответствующим образом ведут себя в общении как неофициальные представители этих институтов или групп.
Например, путешественник.
оказавшись в иной культурной среде, в контакте с людьми другой нации, культуры, социальной системы, вероисповедания, может вести себя как полномочный представитель своей нации, своего государства, своей религии.
[стр. 109]

взаимодействия (то есть наиболее распространенные в обществе), накопленные знания и ценности, сконцентрированные всоциально-культурных институтах и конкретных областях духовно-практической деятельности (наука, искусство, политика, религия и т.
п.).
Высший уровень предполагает обмен конструктами, фиксирующими существенные отношения и связи, характерные для той или иной области социального и духовного производства.
Это область объектов, где воплощаются (образно, вербально, текстуально) итоги материально-практической и коммуникативно-познавательнойдеятельности (законы, теории, произведения искусства как формы «второй ресшьности»).
В процессе социальной коммуникации они осваиваются людьми и «возвращаются» всферу практической жизнедеятельности в виде моделей взаимодействия и образцов поведения.
Циркуляция ценностных и смысловых «конструктов» определяет творческую природу коммуникации и дает ключ к пониманию того механизма, посредством которого личность, будучи носителем заданных обществом ценностей, норм и способов деятельности, становится источником развития социума.
С одной стороны, в общении формируются и транслируются ценности, нормы, смыслы, определяя во многом характер совместной деятельности социальных субъектов.
С другой— в процессе межличностного взаимодействия личность творит образцы, ценности и нормы, которые институционализируются и входят в социокультурную систему.
Следовательно, коммуникацию можно представить и как социальный обмен между субъектами одного или разных уровней социокультурной организации общества, и как процесс создания (изменения) представлений, ценностей, норм.
Общение реального субъекта с реальным партнером может происходить на нескольких уровнях: материально-практическом, духовно-практическом и духовно-информационном (теоретическом)'.
Духовное общение осуществляется в многообразных конкретных ситуациях, но наиболее «чистое» его проявление— дружеский контакт, выражающий эмоционально-интеллектуальную связьличностей как суверенных субъектов, каждый из которых видит в другом полноправного, уникального и вместе с тем близкого, дополняющего его и потому необходимого ему субъекта.
Установление контакта с таким партнером становится внутретшей потребностью, высокой ценностью, формой утверждения социальности человеческого бытия.
Разновидностями практически-духовной формы межличностного взаимодействия являются игровое и обрядовое общение.
Последнее иногда рассматривается как разновидность представительского, ибо входе
такоК а г а н М .
С.
Психология общения.
— М ., 1980.
109

[стр.,110]

го взаимодействия индивиды выступают как представители тех или иных социальных групп или институтов.
Наиболее типичная для представительского общения форма — информационное взаимодействие, которое, в отличие от межличностного духовного общения, выступает вформе переговоров партнеров, которым как полномочным представителям определенных социальных сил (классов, партий, государств, церквей, профсоюзов, армий) поручено создать условиядля партнерских отношений.
Участники переговоров как личности могут быть друг другу вполне индифферентны или даже антипатичны, но как представители они обязаны расширить пространство общих интересов представляемых ими сил.

Элементы такого общения выходят за ра\пси официальных форм.
Каждыйчеловек втой или иной степени представляет социальную и профессиональную группу, к
которой он принадлежит, и более или менее сознательно ориентируется на значимые веекругу социально-типичные черты.
Однако эти элементы подчинены личностной доминанте общения'.
Смысловые координаты межличностной коммуникации субъектов как носителей конкретной культуры определяются нетолько содержанием текста диалога (предмета разговора), но и ее контекстом: культурным, историческим, социальным, психологическим.
Возрастание и приращение смысла в процессе диалога определяется
его природой и базисной культуросозидающей возможностью человека, его способностью к символизации и созданию на ее основе культурных образов, кодов, на обмене которыми строятся межкультурные отношения.
Ведущей предпосылкой успешности и продуктивности диалога является высокий уровень коммуникативной культуры субъектов, вступающих впроцесс взаимодействия.
Основными компонентами коммуникативной культуры выступают: а) атепциоппая способность (готовность внимать); б) эмпатия, позволяющая человеку входе общения идентифицироваться спроблемной жизненной ситуацией партнера по диалогу и понять порождающие его текст источники (способность отождествлять себя с партнером, умениеадекватно интерпретироватьдетерминирующие общение мотивы партнера, то есть «умение понимать»); ‘ В некоторых обстоятельствах доминанта и подчиненные ей элементы могут меняться местами, и тогда индивиды, не являясь официальными представителями определенных социальных групп или институтов, ощущают себя таковыми по существу и соответствующим образом ведут себя в общении — как неофициальные представители этих институтов или групп.
Например, путешественник, оказавшись в иной культурной среде, в контакте с людьми другой нации, культуры, социальной системы, вероисповедания, может вести себя как полномочный представитель своей нации, своего государства, своей религии.

110

[Back]