Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 180]

мами, складывающимися в сфере культурологического знания'.
Это вызвано чрезвычайной сложностью феномена физической культуры,
необходимостью раскрытия потенциальных возможностей физической культуры в формировании человека в единстве его физической и духовной природы.
Постепенно преодолевается узкоспециализированный подход к изучению культурных явлений и формируется системная методология, в контексте которой человек рассматривается как целостностная, многомерная и интефативная система.
В рамках культурологической методологии физическая культура трактуется как многофанное и интефативное явление, в единстве и взаимосвязи всех ее составляющих; ее процессуальных форм (физЕ^льтурной рекреации, физкультурного образования, физкультурной спортизации, физкультурной реабилитации); видов физкультурной деятельности и физической культуры (рекреационной, образовательной, спортивной, реабилитационной); структурных компонентов (интеллектуального, социально психологического, двигательного); системы потребностей, способностей, отношений и институтов; функций (общекультурных, специфических и внутренних); ценностей (предметных и личностных), направленных на формирование духовно телесного единства (физического совершенства) человека через сознательно окультуренную двигательную деятельность по удовлетворению его разнообразных пофебностей’.
Для понимания подлинной сути феномена физической культуры
весьма продуктивной является трехуровневая модель культуры, позволяющая охарактеризовать ценностно-нормативный, институциональный и технологический аспекты физической культуры.
В соответствии с таким подходом физическую культуру можно представить как совокупность ценностей, норм, идеалов.
Для понимания феномена физической культуры важны также ее технологический и институциональный
срезы, кото180 ' Николаев Ю .М.
Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры.
//
Теория и практика физической культуры.
1998.
-№ 4.
С.
16-23.

Николаев Ю .М.Указ соч.
[стр. 120]

культуры все чаще определяется парадигмами, складывающимися в сфере культурологического знания'.
Это вызвано чрезвычайной сложностью феномена физической культуры
и невозможностью ееполного и адекватного понимания врамках педагогических ггаук, необходимостью раскрытия потенциальных возможностей физической культуры вформировании человека вединстве его физической и духовной природы.
Изучение физической культуры вданном аспекте является логическим продолжением основной тенденции развития знания: переходом от преимущественно медико-биологического и педагогического к психологическим, социологическим и другим аспектам.
Можно сказать, что преодолевается узкоспециализированный подходк изучению культурных явленийи формируетсясистемная методология, в контексте которой человек рассматривается как целостная, многомерная и интегративная система.
Для более операционального использования категории «физическая культура» необходимо уточнить еесодержание (и смысл соответствующего феномена).
Культура во всей полноте, в том числе и физическая, может быть представлена лишь при условии синтеза различных представлений о ней в рамках единой системной модели’.
Поэтому в процессе осмысления сущности физической культуры целесообразно использовать несколько взаимодополняющих концепций, позволяющих исследовать различные грани данного феномена’.
Близкой к культурологическому подходу является трактовка физической культуры как многогранного и интегративного явления.
Физическая воспитания в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры.-— 1990.— № 9.
— С 10-14; Щ е д р и н а А.
Н.
Пропаганде физической культуры — научную основу // Теория и практика физической культуры.
— 1990.— №1.
— С.
6-8.
'Н и к о л а е в Ю.
М .
Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры
И Теория и практика физической культуры.
— 1998.
— № 4.
— С.
16-23.
Попытки построения такой модели содержатся в работах: Л у к и н В.
М.
Соотношение материальной и духовной сторон культуры при переходе к коммунизму; Автореф.
дис....
канд.
филос.
наук.
— Л., 1970; Е ш и ч М.
Б.
Культура в системе общества // Культура в общественной системе социализма: Теоретические и методологические проблемы — М., 1984; К а г а н М .
С.
Системный подход и гуманитарные знания.
— Л., 1991 и др.
’ Например, значительным гносеологическим потенциалом обладает концепция, объясняющая сущность процессуальных аспектов культуры, — духовного производства и духовного освоения действительности.
Системообразующими подсистемами культуры здесь являются: система производства (освоения, созидания) духовных ценностей, их хранения, распространения и потребления.
120

[стр.,121]

культура при этом рассматривается в единстве и взаимосвязи ее процессуальных форм (физкультурной рекреации, физкультурного образования, физкультурной спортизации, физкультурной реабилитации); ввдовфизкультурнойдеятельности и физическойкультуры(рекреационной, образовательной, спортивной, реабилитационной); структурных компонентов (интеллектуального, социально-психологического, двигательного); системыпотребностей, способностей, отношений и институтов; функций (общекультурных, специфических и внутренних); ценностей (предметных иличностных), направленных на формирование духовно-телесного единства (физического совершенства) человека черезсознательно окультуреннуюдвигательнуюдеятельность по удовлетворению его разнообразных потребностей'.
Для понимания подлинной сути феномена физической культуры
и оптимизации на этой основе образовательной практики весьма продуктивной является трехуровневая модель культуры, позволяющая охарактеризовать ценностно-нормативный, институциональньш и технологический аспекты физической культуры.
В соответствии с таким подходом физическую культуру можно представить как совокупность ценностей, норм, идеалов.
Для понимания феномена физической культуры важны также ее технологический и институциональный
аспекты, позволяющие рассматривать ее как процесс и результат деятельности различных социальных институтов.
Ценностный пласт физической культуры не имеет влитературе однозначной трактовки.
В частности, понятие «физическоесовершенство» чаще всего рассматривается как идеальный показатель физического развития человека (крепкое здоровье, развитые физические качества, формы тела и др.) и в меньшей степени — как уровень развития человеческой духовности.
В специальной литературе данное понятие определяется односторонне — как «обусловленный социальной практикой уровень потребностей и сознания личности, отражающий степень развития физических способностей, которые раскрываются в двигательной деятельности как способе проявления различных форм общественных отношений»-.
Тем самым существенно ограничивается потенциал человеческой деятельности, которая всегда охватывает как биологическую жизнедеятельность человека, так и его социокультурную специфическую деятельность^.
Физическая культура в философско-культурологической литературе понимается как часть материальной и духовной деятельности человека, ее ' Н и к о л а е в Ю .М .Указ.соч.
М и л ь ш тей н О.
А.
Социальные аспекты физического совершенствования личности.
— м.,1975.
^К а г а н М .
С.
Человеческая деятельность (опыт системного анализа).
— М., 1974.
121

[стр.,425]

Назарет ии А .
П .
Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры; (Синергетика ист.
прогресса); Курс лекций.
— 2-е изд., дораб.
идоп.
— М.: Наследие, 1996.
Назарет ян А.
П .
Интеллект во Вселенной: Истоки, становление, перспективы: Очерки междисциплинар.
прогресса.
— М.: Недра, 1991.
Налимов В.
В.
В поисках иных смыслов.
— М.: Прогресс, 1993.
Наумова Н .
Ф.
Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения.
— М.: Наука, 1988.
Нача^^а христианской психологии: Учеб.
пособие для вузов/ Б.
С.
Братусь, В.
Л.
Воейков, С.
Л.
Воробьев идр.
— М.: Наука, 1995.
Национальная доктрина образования вРоссийской Федерации// Бюллетень Министерства образования РФ.
Высш.
и сред.
проф.
образование — 2000 — №11,— С.
3-13.
Недашковская М .
Л .
Самореализация как феномен культуры; Автореф.
дис....
канд.
филос.
наук.
— Киев, 1990.
Неклюее Н .
И .
Совесть.
Стимул, забытый профессором Иванюковым при перечислении стимулов, обуславливающих человеческоедеяние.
— М., 1881.
Несмелое В.
И .
Наука о человеке.
— Казань, 1905.
Никандров Н .
В., Гершуиский Б.
С.
Актуальные проблемы методологии педагогики.
— М., 1984.
Никандров Н .
Д .
Ценности как основа целей воспитания II Педагогика.
— 1998.— №3, — С.
3-10.
Никит аев В.
В.
О техническом и гуманитарном знании в инженерной деятельности: (К постановке проблемы) II Высш.
образование вРоссии.
— 1996.
— № 2.— С.
87-97.
Н икит ин В.
А .
К представлению об исторических циклах университетского образования // Вопр.
методологии.
— 1991.
— № 2.
— С.
67-68.
Николаев Ю .
М .
Реализация культурологического аспекта в системе физкультурного образования // Физическая культура и спорт в современной жизни: Материалы III Всерос.
науч.-практ.
конф.
— Воронеж, 1994.
— С.
35-36.
Николаев Ю.
М.
Теоретико-методические основы физической культуры: Автореф.
дис....
д-ра пед.
наук.
— СПб.: СПбГАФТ, 1998.
Николаев Ю .
М .
Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры // Теория и практика физ.
культуры.
— 1998.
— № 4.
— С.
16-23.

Новгородцев Л .
О путях изадачах русской интеллигенции // Из глубины.
— М., 1990.
— С.
204-220.
Новгородцев П .
И .
Сочинения/ Сост.
и примеч.
М.
А.
Колерова, Н.
С.
Плотникова.
— М.: Раритет, 1995.
Новиков А.
И .
Русская философия и духовный мир человека постиндустриального общества // День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Материалы конф....
— СПб., 1996.
— С.
145-148.
Новиков Д .
В.
Учение о личности вхристианском богословии У1~УП1 веков // Человек.
— 2000.
— № 3.
— С.
64-72.
425

[Back]