Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 181]

рые позволяют рассматривать ее как процесс и результат деятельности различных социальных институтов.
Ценностный пласт физической культуры не имеет в литературе однозначной трактовки.
В частности, понятие «физическое совершенство» чаще всего рассматривается как идеальный показатель физического развития человека (крепкое здоровье, развитые физические качества, формы тела и др.) и в меньшей степени как уровень развития человеческой духовности.
В специальной литературе данное понятие определяется односторонне как «обусловленный социальной практикой уровень потребностей и сознания личности, отражающий степень развития физических способностей, которые раскрываются в двигательной деятельности как способе проявления различных форм общественных отношений»'.
Тем самым существенно ограничивается потенциал человеческой деятельности, которая всегда охватывает как биологическую жизнедеятельность человека, так и его социокультурную специфическую деятельность»’ .
Физическая культура в философско-культурологической литературе понимается
прежде всего как часть материальной и духовной деятельности человека, её продукт.
Такое видение данного феномена родилось в результате переноса на данную сферу философсЕЮГО понимания культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития.
Однако материальное и духовное в области физической культуры проявляются в неделимом единстве’.
В контексте
воспитания физическая культура (так же как и художественная, духовно-нравственная) предполагает прежде всего формирова181 Мильштейн О.А., Социальные аспекты физического совершенствования личности.-М., 1975.
’ Каган М.С.
Человеческая деятельность (опыт системного анализа).
М., 1974.

К сожалению, дихотомия духовного и телесного, разведение их по разным уровням человеческого бытия, имеет глубокие исторические корни, связанные с традициями европейской культуры, западного стиля м ы ш л
с е ш я и ми{юпонимания, который существенно отличается от восточного мироощущения.
1оэтому сегодня необходимо преодолеть рационалистическое рассечение человека на тело и разум, вернуться к принципам целостной методологии, ориентирующейся на исследование и развитие человека как единства телесного и духовного.
[стр. 121]

культура при этом рассматривается в единстве и взаимосвязи ее процессуальных форм (физкультурной рекреации, физкультурного образования, физкультурной спортизации, физкультурной реабилитации); ввдовфизкультурнойдеятельности и физическойкультуры(рекреационной, образовательной, спортивной, реабилитационной); структурных компонентов (интеллектуального, социально-психологического, двигательного); системыпотребностей, способностей, отношений и институтов; функций (общекультурных, специфических и внутренних); ценностей (предметных иличностных), направленных на формирование духовно-телесного единства (физического совершенства) человека черезсознательно окультуреннуюдвигательнуюдеятельность по удовлетворению его разнообразных потребностей'.
Для понимания подлинной сути феномена физической культуры и оптимизации на этой основе образовательной практики весьма продуктивной является трехуровневая модель культуры, позволяющая охарактеризовать ценностно-нормативный, институциональньш и технологический аспекты физической культуры.
В соответствии с таким подходом физическую культуру можно представить как совокупность ценностей, норм, идеалов.
Для понимания феномена физической культуры важны также ее технологический и институциональный аспекты, позволяющие рассматривать ее как процесс и результат деятельности различных социальных институтов.
Ценностный пласт физической культуры не имеет влитературе однозначной трактовки.
В частности, понятие «физическоесовершенство» чаще всего рассматривается как идеальный показатель физического развития человека (крепкое здоровье, развитые физические качества, формы тела и др.) и в меньшей степени — как уровень развития человеческой духовности.
В специальной литературе данное понятие определяется односторонне — как «обусловленный социальной практикой уровень потребностей и сознания личности, отражающий степень развития физических способностей, которые раскрываются в двигательной деятельности как способе проявления различных форм общественных отношений»-.
Тем самым существенно ограничивается потенциал человеческой деятельности, которая всегда охватывает как биологическую жизнедеятельность человека, так и его социокультурную специфическую деятельность^.
Физическая культура в философско-культурологической литературе понимается
как часть материальной и духовной деятельности человека, ее ' Н и к о л а е в Ю .М .Указ.соч.
М и л ь ш тей н О.
А.
Социальные аспекты физического совершенствования личности.
м.,1975.
^К а г а н М .
С.
Человеческая деятельность (опыт системного анализа).
— М., 1974.

121

[стр.,122]

продукт.
Такое ввдение данного феномена родилось врезультате переноса на данную сферу философского понимания культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития.
Однако материальное и духовное в области физической культуры проявляются в неделимом единстве', В контексте
образовательных задач физическая культура (так же, как и художественная, духовно-нравственная) предполагает формирование системы ценностей, на основе которых может эффективно выстраиваться соответствующая им физкультурная и спортивная деятельность.
Не случайно, как уже отмечалось выше, в последние годы все более заметен переход от медико-биологических аспектов изучения физической культуры к ее педагогическим, психологическим, социологическим, философским.
Постепенно смещаются акценты: от биологического — к социальному, от физического — к духовному, от организма — к личности.
Данная тенденция находит выражение и в практической деятельности, в частности, в разработке принципиально нового подхода к общей «философии» использования средств физической культуры и спорта винтересах подготовки жизнеспособного и социально активного молодого поколения^.
Проведенные в этом направлении исследования и эксперименты свидетельствуют об огромных резервах реорганизации современного физического и спортивного воспитания, реализация которых позволяет коренным образом изменить его содержание и эффективность, отношение личности к спортивным и физкультурным занятиям’.
В технологическом (и дидактическом) тане развитие физической культуры предполагает совершенствование методов и приемов педагоги' К сожалению, дихотомия духовного и телесного, разведение их по разным уровням человеческого бытия имеет глубокие исторические корни, связанные с традициями европейской культуры, западного стиля мышления и миропонимания, который существенно отличается от восточного мироощущения.
Поэтому сегодня необходимо преодолеть рационалистическое рассечение человека на тело и разум, вернуться к принципам целостной методологии, ориентирующейся на исследование и развитие человека как единства телесного и духовного.
Бальсевич В.
К., Л у б ы ш ев а Л.И.Указ.соч.
’ Сущность этого подхода заключается в переориентации целевых установок физического воспитания на максимально возможное удовлетворение интересов каждого занимающегося, на возможно более полный учет его индивидуальных морфофункциональных и психологических особенностей, на обязательное соответствие содержания физической активности ритмам возрастного развития человека и основным закономерностям целенаправленного преобразования его физического потенциала.
112

[стр.,127]

действию.
Еще до начала его практического выполнения в процессе идеальной деятельности происходит осмысление его алгоритма, проектирование его результата.
Предметом деятельности, ориентированной надостижение физического совершенства, вданном случае являются не просто телеснодвигательные качества человека, но его внутренний мир, система ценностей.
Без подлинно культурного, ценностного отношения к телу развитие физической культуры будет односторонним.
Культурное бытие человеческой телесности определяется не просто способностью использования тела вкачестве орудия для достижения какой-либо внешней цели — оно предполагает понимание телесной оболочки как внешней формы воплощения внутреннего мира человека, как способа межличностной коммуникации и условия раскрытия его индивидуально-личностного потенциала (это особенно ярко проявляется в балете, драматическом искусстве, любви).
Таким образом, телесная культура — это совокупность норм, ценностей, смыслов и соответствующих видов человеческой деятельности, целью и результатом которой является формирование и развитие телеснодвигательных качеств и способностей человека.
В связи с этим основной целью физического воспитания следует рассматривать формирование культуросообразного и деятельно-практического отношения человека к собственному телу.
Для этого человеческое тело и в культурологическом контексте, и в повседневной жизнедеятельности человека должно быть признано одной из главных ценностей бытия, как объект значимого интереса и со стороны отдельного человека, и со стороны общества в целом.
Подводя итоги сказанному, еще раз отметим основную идею, необходимую при разработке условий оптимизации образовательного процесса: ведущим фактором реализации стратегии физического развития личности выступает культурологическая методология.
Она не только меняет «контуры» предмета образовательной деятельности, но и корректирует ееглавную задачу, позволяет преодолеть рационалистическое рассечение индивидана тело и разум, вернуться к принципам целостной методологии, ориентирующейся на исследование и развитие человека как единства телесного и духовного'.
Данная методология позволяет с позиций более высокого ' Кроме того, культурологическое понимание сущности физической культуры, ее роли и места в системе жизнедеятельности человека и общества позволит адекватно определить целевые ориентации и приоритеты государственной политики, которая, помимо традиционных задач подготовки кадров и развития инфраструктуры физического образования и спорта, должна создавать оптимальные условия для формирования в сфере физической культуры системы духовных ценностей, утверждения в общественном сознании здорового образа жизни, способствовать развитию национальных видов спорта, 127

[Back]