В современных исследованиях, где подчеркивается, что она, наряду с моторно-исполнительными (операционными механизмами), включает познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные моменты'. Глубинная сущность деятельностного подхода к процессу воспитания физической культуры человека состоит в том, что он ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала человека. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, пассивности обучения, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности. Кроме того, в рамках деятельностного подхода развитие физических потенциалов человека не только неотделимо от совершенствования личностных качеств, но и определяется ими. При этом двигательное действие выступает в качестве средства самосовершенствования, самореализации человека’. Поэтому формирование физической культуры предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека, его установками, ценностями, взглядами, его мировоззрением и мироощущением. Результативная составляющая такой деятельности выражается в формировании специфических видов физической культуры, а в конечном счете в уровне развития человеческой духовности и телесности в их единстве. Таким образом, физическая культура на личностном уровне это потребность и способность человека к максимальной самореализации на основе использования средств, отпущенных природой и преобразованных в соответствии с культурной целесообразностью. Физическая культура личности — это совокупность ценностей, потребностей, мотивов и форм жизнедеятельности человека по реализации его сущностных сил и спо183 ' Дм1ггриев С.В. Двигательное действие спортсмена в аспекте категорий; «цель», «средство», «результат» // Теория и практика физической культуры. 1985.-№ 11.-С.49-52. ’ Недашковская М.Л. Самореализация как феномен культуры: Автореф. дис ...канд. филос. наук. Киев, W90. |
глубинная сущностьдеятельностного подхода к процессувоспитания физической культуры человека состоит втом, что он ориентирует не только на усвоениезнаний, но инаспособыэтогоусвоения,на образцыи способымышленияидеятельности, наразвитиепознавательныхсилитворческогопотенциала человека. Этот подходпротивостоитвербальнымметодам иформамдогматическойпередачи готовой информации, пассивности обучения, бесполезности самихзнаний, умений и навьпсов, которыенереализуютсявдеятельности. Кроме того, врамках деятельностного подхода развитие физических потенциалов человека не только неотделимо от совершенствования личностных качеств, но и определяется ими. При этом двигательное действие выступает в качестве средства самосовершенствования, самореализации человека'. Поэтому формирование физической культуры предполагает работу сдуховным миром человека, его установками, ценностями, взглядами, его мировоззрением и мироощущением^. Результативная составляющая такой деятельности выражается в формировании специфических видов физической культуры, а в конечном счете — в уровне развития человеческой духовности и телесности в их единстве^. ’ Н е д а ш к о в с к а я М . Л. Самореализация как феномен культуры; Автореф. дис.... канд. филос. наук. — Киев, 1990. Наиболее емкое определение физической культуры содержится в работах Ю. Николаева, где рассматривается творческий, качественный аспект различных видов деятельности в сфере физического воспитания, спорта, физической рекреации, двигательной реабилитации. По характеру и целевым установкам эта деятельность ориентирована на освоение (передачу двигательного и духовного опыта из поколения в поколение): совершенствование (стремление к максимуму в результатах и мастерстве); поддержание (сохранение оптимального психофизического состояния); восстановление (адаптация после временной утраты функций) духовных и физических способностей и сил человека (Николаев Ю. М . Указ. соч.). ^Для оптимизации условий освоения технологий физической культуры необходима творческая адаптация к практике физического воспитания передовых методик, наработанных в области спорта, то есть своеобразная конверсия средств, методов и форм спортивной подготовки. Методический арсенал физического воспитания можно обогащать за счет использования технологий, выработанных в процессе спортивной подготовки олимпийцев. Суть заимствований состоит не в механическом переносе объемов и интенсивности тренировочной работы олимпийцев в практику физического воспитания, а в использовании наработанных ими методом проб и ошибок наиболее удачных приемов достижения целей совершенствования движений в биомеханическом и функциональном планах. При этом необходимо помнить о принципе разумной достаточности физических нагрузок и их строгого соответствия и^гдивидуальным способностям, мотивации и уровню спортивных притязаний субъекта воспитания (Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Указ. соч.). 124 Таким образом, физическая культура на личностном уровне — это потребность и способность человека к максимальной самореализации на основе использования средств, отпущенных природой и преобразованных в соответствии с культурной целесообразностью. Физическая культура личности — это совокупность ценностей, потребностей, мотивов и форм жизнедеятельности человека по реализации его сущностных сил и способностей. Соответствующая этим ценностям деятельность направлена на формирование и развитие телесного начала в человеке'. Ее объектом является человеческая телесность, которая подлежит «культивированию». «Телесность» — это преобразованное, «очеловеченное» состояние человеческого тела, единство природного, социального и культурного. Физическая культура объективно включает человека со всей его телесиостыо в контекст социально-культурного развития общества, независимо от степени осознанности этого факта. Без подлинно ценностного отношения к телу развитие физической культуры будет односторонним. Человеческая телесность как цель физического воспитания в культурологическом контексте должна рассматриваться как важнейшая форма воплощения внутреннего мира человека, условие раскрытия его потенциала, способ межличностной коммуникации. Эта проблема особенно актуальна для студенческой молодежи, которой придется жить и работать в мире, требующем максимальной отдачи и высочайшего напряжения как духовных, интеллектуальных, так и физических сил’. Физическая, телесная культура сегодня должна стать значимым элементом образа жизни молодого человека, занять полноправное место в его повседневности, стать частью культуры в подлинном смысле этого слова. Именно она способна превратить телесное начало в человеке (имея ввиду нетолько соматику, но и двигательную активность, кинесику) из природно данного феномена вявление социально-культурное’. Не отменяя биологических оснований существования «человека телесного», физическая культура прибавляет к ним атрибутику искусственного, то есть культурного. Поэтому меняется сам статус телесности. Если человек соматический является предметом интереса естественных наук, то человек телесный попадает в сферу гуманитарного знания и рассматривается в пространстве культуры. Благодаря этому проблематика физической культуры по 'А л е к с а н д р о в а Е. Я., Б ы ховская И. М. Указ. соч. — С. 46. ’ На уровне общества физическую культуру можно представить в виде совокупности социально одобренных ценностей, норм и технологий (культурных практик), реализуемых обществом через создание необходимых условий (экономических, мировоззренческих, правовых и др.). ■'Александрова Е. Я., Б ы ховская И. М . Указ. соч. — С. 48. 125 |