Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 185]

хологического и телесного.
Причем, телесное начало в контексте проблем физической культуры вбирает естественно-физическое, но возвышается над ним, рассматривая тело как ценность культуры*.

Ключевыми для понимания технологического и ценностнонормативного аспектов физической культуры являются понятия «деятельность» и «физическое совершенство».
Ценности выполняют интегрирующую функцию и в системе деятельности (технологическая сторона), определяя выбор человеком целей и средств их достижения.
Следовательно, приоритет духовности должен быть и в процессе обучения человека двигательному действию.
Предметом деятельности, ориентированной на достижение физического совершенства, в данном случае являются не просто телесно-двигательные качества человека, но его внутренний мир, система ценностей.
Без подлинно культурного, ценностного отношения к телу развитие физической культуры будет односторонним,
неподлинным.
Культурное бытие человеческой телесности определяется не просто способностью использования тела в качестве орудия для достижения какой-либо внешней цели оно предполагает понимание телесной оболочки как внешней формы воплощения внутреннего мира человека,
условия раскрытия его индивидуально-личностного потенциала.
Следовательно, физическое воспитание предполагает выращивание в человек определенных норм, ценностей, смыслов, помощь в овладении соответствующими видами человеческой деятельности.
И духовность, и человеческая телесность как цели физического воспитания в культурологическом контексте должна рассматриваться в качестве важнейшей формы воплощения внутреннего мира человека, условия раскрытия потенциала человека.
Эта проблема особенно актуальна для
молодежи, которой придется жить и работать в мире, требующем максимальной отдачи и высочайшего напряжения как духовных, интеллектуальных, так и физических сил.
Культурологическая методология физического воспитания не только меняет «контуры» предмета педагогической деятельности, но и кор185 'Бахтин М.М.
Эстетика словесного творчества.
М..
1979.
С.44.
[стр. 125]

Таким образом, физическая культура на личностном уровне — это потребность и способность человека к максимальной самореализации на основе использования средств, отпущенных природой и преобразованных в соответствии с культурной целесообразностью.
Физическая культура личности — это совокупность ценностей, потребностей, мотивов и форм жизнедеятельности человека по реализации его сущностных сил и способностей.
Соответствующая этим ценностям деятельность направлена на формирование и развитие телесного начала в человеке'.
Ее объектом является человеческая телесность, которая подлежит «культивированию».
«Телесность» — это преобразованное, «очеловеченное» состояние человеческого тела, единство природного, социального и культурного.
Физическая культура объективно включает человека со всей его телесиостыо в контекст социально-культурного развития общества, независимо от степени осознанности этого факта.
Без подлинно ценностного отношения к телу развитие физической культуры будет односторонним.
Человеческая телесность как цель физического воспитания в культурологическом контексте должна рассматриваться как важнейшая форма воплощения внутреннего мира человека, условие раскрытия его потенциала, способ межличностной коммуникации.
Эта проблема особенно актуальна для
студенческой молодежи, которой придется жить и работать в мире, требующем максимальной отдачи и высочайшего напряжения как духовных, интеллектуальных, так и физических сил’.
Физическая, телесная культура сегодня должна стать значимым элементом образа жизни молодого человека, занять полноправное место в его повседневности, стать частью культуры в подлинном смысле этого слова.
Именно она способна превратить телесное начало в человеке (имея ввиду нетолько соматику, но и двигательную активность, кинесику) из природно данного феномена вявление социально-культурное’.
Не отменяя биологических оснований существования «человека телесного», физическая культура прибавляет к ним атрибутику искусственного, то есть культурного.
Поэтому меняется сам статус телесности.
Если человек соматический является предметом интереса естественных наук, то человек телесный попадает в сферу гуманитарного знания и рассматривается в пространстве культуры.
Благодаря этому проблематика физической культуры по 'А л е к с а н д р о в а Е.
Я., Б ы ховская И.
М.
Указ.
соч.
— С.
46.
’ На уровне общества физическую культуру можно представить в виде совокупности социально одобренных ценностей, норм и технологий (культурных практик), реализуемых обществом через создание необходимых условий (экономических, мировоззренческих, правовых и др.).
■'Александрова Е.
Я., Б ы ховская И.
М .
Указ.
соч.
— С.
48.
125

[стр.,126]

своему характеру является гуманитарной в отличие от естественнонаучной точки зрения, которая фиксирует внимание на биологических проблемах организма, психофизиологических вопросах отношения психического и телесного.
Причем телесное начало в контексте проблем физической культуры вбирает естественнофизическое, но возвышается над ним, рассматривая тело как ценность культуры*.

Системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, является деятельность человека, направленная на физическое совершенствование, на окультуривание человеческой телесности’.
Физкультурная деятельность — один из видов человеческой деятельности.
Она представляет систему взаимосвязанных и взаимообусловленных специфических видов деятельности (рекреационной, образовательной, спортивной, реабилитационной), направленных на удовлетворение и формирование человеком в сфере физического совершенствования многообразных потребностей, связанных с освоением, совершенствованием (созиданием), поддержанием и восстановлением ценностей по самореализации его физических и духовных способностей.
В ней и ее видах представлен различный уровень двигательного и духовного начал, что позволяет через нее, посредством педагогических воздействий, помимо развития физических способностей, решать воспитательные и общекультурные задачи.
Физкультурная деятельность способствует более эффективному выполнению и других видов человеческой деятельности: производственной, социально-политической, экономической, научной, художественной, медицинской, экологической и др.
Своими средствами и методами она способствует решению специфических проблем человека: рекреации, освоению и развитию новых двигательных операций, реабилитации, восстановлению духовных и физических способностей и т.
д.
Следовательно, понятия «деятельность» и «физическое совершенство» — ключевые для понимания технологического и ценностно-нормативного аспектов физическойкультуры.
Ценности вьшолняют интегрирующую функцию и всистеме деятельности (технологическая сторона), определяявыборчеловеком целейи средств ихдостижения’.
Поэтому приоритет духовности должен быть и в процессе обучения человека двигательному 'Б а х т и н М .
М .
Эстетика словесного творчества.
— М ., 1979.
— С.
44.

Внесубъектный, предметный пласт физической культуры содержится в материально-технической базе физкультуры и спорта: спортивных снарядах, одежде и экипировке, зданиях и сооружениях (Р о ж д е с тв е н с ки й Ю .
И, Введение в культуроведение.
— М ., 1996.
— С.
57-81).
'П о н о м а р е в Н.
И., Д м и т р и е в С.
В.
О проблемах целевой, смысловойи ценностной организации двигательных действий спортсмена // Теория и практика физической культуры.
— 1990.
— № 7.
— С.
27-29.
126

[стр.,127]

действию.
Еще до начала его практического выполнения в процессе идеальной деятельности происходит осмысление его алгоритма, проектирование его результата.
Предметом деятельности, ориентированной надостижение физического совершенства, вданном случае являются не просто телеснодвигательные качества человека, но его внутренний мир, система ценностей.
Без подлинно культурного, ценностного отношения к телу развитие физической культуры будет односторонним.

Культурное бытие человеческой телесности определяется не просто способностью использования тела вкачестве орудия для достижения какой-либо внешней цели — оно предполагает понимание телесной оболочки как внешней формы воплощения внутреннего мира человека,
как способа межличностной коммуникации и условия раскрытия его индивидуально-личностного потенциала (это особенно ярко проявляется в балете, драматическом искусстве, любви).
Таким образом, телесная культура — это совокупность норм, ценностей, смыслов и соответствующих видов человеческой деятельности, целью и результатом которой является формирование и развитие телеснодвигательных качеств и способностей человека.
В связи с этим основной целью физического воспитания следует рассматривать формирование культуросообразного и деятельно-практического отношения человека к собственному телу.
Для этого человеческое тело и в культурологическом контексте, и в повседневной жизнедеятельности человека должно быть признано одной из главных ценностей бытия, как объект значимого интереса и со стороны отдельного человека, и со стороны общества в целом.
Подводя итоги сказанному, еще раз отметим основную идею, необходимую при разработке условий оптимизации образовательного процесса: ведущим фактором реализации стратегии физического развития личности выступает культурологическая методология.
Она не только меняет «контуры» предмета образовательной деятельности, но и корректирует ееглавную задачу, позволяет преодолеть рационалистическое рассечение индивидана тело и разум, вернуться к принципам целостной методологии, ориентирующейся на исследование и развитие человека как единства телесного и духовного'.
Данная методология позволяет с позиций более высокого ' Кроме того, культурологическое понимание сущности физической культуры, ее роли и места в системе жизнедеятельности человека и общества позволит адекватно определить целевые ориентации и приоритеты государственной политики, которая, помимо традиционных задач подготовки кадров и развития инфраструктуры физического образования и спорта, должна создавать оптимальные условия для формирования в сфере физической культуры системы духовных ценностей, утверждения в общественном сознании здорового образа жизни, способствовать развитию национальных видов спорта, 127

[Back]