Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 186]

ректирует ее центральную задачу, позволяет преодолеть рационалистическое рассечение индивида на тело и разум, вернуться к принципу целостности, понимающего процесс развития человека в единстве телесного и духовного'.
В рамках культурологического подхода феномен физической культуры предстает в форме созидательной, творческой деятельности человека и человечества, отражающей процесс становления культуры в целом.
Здесь органично увязываются в единое целое телесное и духовное,
при этом принципом их единения является целостность, идея гармонии и мировоззренческой «нерасчленимости» человека’, которая должна стать методологическим ориентиром педагогического процесса.
Культурологическая парадигма особым смыслом наполняет систему физического воспитания, ориентируя ее на формирование и воспроизводство целостной сущности человека, его телесного и социокультурного, природного и духовного единства.
Таким образом, стратегической целью воспитательной деятельности является формирование личности, максимально полно выражающей и реализующей духовные, социальный и физические потенциалы человека.
При этом доминирование одной из стратегий личностного развития не только меняет педагогическую практику, но и оказывает влияние на специфику культуры, определяя область высочайших ее достижений.
Выводы по главе.
1.
Содержательный и функциональный смысл воспитания состоит в целенаправленном расширении и углублении человеческой души.
В этом 186 Кроме того, культурологическое понимание сущности физической культуры, ее роли и места в системе жизнедеятельности человека и общества позволит адекватно определить целевые ориентации и приоритеты государственной политики, которая, помимо традиционных задач подготовки кадров и развития инфраструктуры физического образования и спорта, должна создавать оптимальные условия для формирования в сфере физической культуры системы духовных ценностей, утверждения в общественном сознании здорового образа жизни, способствовать развитию национальных видов спорта, оказывать правовую, информационную, научно-методическую, консультационную и финансовую помощь всем субъектам физкультурно-спортивного движения, деятельность которых имеет гуманистическую и социально-культурную направленность.
Быховская И.М.
Человеческая телесность в социокультурном измерении; традиции и современность.
/
Общество социологов PA1-I.
М., 1993.
[стр. 127]

действию.
Еще до начала его практического выполнения в процессе идеальной деятельности происходит осмысление его алгоритма, проектирование его результата.
Предметом деятельности, ориентированной надостижение физического совершенства, вданном случае являются не просто телеснодвигательные качества человека, но его внутренний мир, система ценностей.
Без подлинно культурного, ценностного отношения к телу развитие физической культуры будет односторонним.
Культурное бытие человеческой телесности определяется не просто способностью использования тела вкачестве орудия для достижения какой-либо внешней цели — оно предполагает понимание телесной оболочки как внешней формы воплощения внутреннего мира человека, как способа межличностной коммуникации и условия раскрытия его индивидуально-личностного потенциала (это особенно ярко проявляется в балете, драматическом искусстве, любви).
Таким образом, телесная культура — это совокупность норм, ценностей, смыслов и соответствующих видов человеческой деятельности, целью и результатом которой является формирование и развитие телеснодвигательных качеств и способностей человека.
В связи с этим основной целью физического воспитания следует рассматривать формирование культуросообразного и деятельно-практического отношения человека к собственному телу.
Для этого человеческое тело и в культурологическом контексте, и в повседневной жизнедеятельности человека должно быть признано одной из главных ценностей бытия, как объект значимого интереса и со стороны отдельного человека, и со стороны общества в целом.
Подводя итоги сказанному, еще раз отметим основную идею, необходимую при разработке условий оптимизации образовательного процесса: ведущим фактором реализации стратегии физического развития личности выступает культурологическая методология.
Она не только меняет «контуры» предмета образовательной деятельности, но и корректирует ееглавную задачу, позволяет преодолеть рационалистическое рассечение индивидана тело и разум, вернуться к принципам целостной методологии, ориентирующейся на исследование и развитие человека как единства телесного и духовного'.
Данная методология позволяет с позиций более высокого ' Кроме того, культурологическое понимание сущности физической культуры, ее роли и места в системе жизнедеятельности человека и общества позволит адекватно определить целевые ориентации и приоритеты государственной политики, которая, помимо традиционных задач подготовки кадров и развития инфраструктуры физического образования и спорта, должна создавать оптимальные условия для формирования в сфере физической культуры системы духовных ценностей, утверждения в общественном сознании здорового образа жизни, способствовать развитию национальных видов спорта, 127

[стр.,128]

уровня объединить многообразные подходы и взгляды, характеризующие различные грани и аспекты физической культуры, обеспечив тем самым адекватное понимание ее сущности.
В рамках культурологического подхода феномен физической культуры предстает вформе созидательной, творческой деятельности человека и человечества, отражающей процесс становления культуры вцелом.
Здесь органично увязываются в единое целое телесное и духовное
начала в человеке.
При этом принципом их единения является целостность (идея гармонии и мировоззренческой «нерасчленимости» человека’), которая должна стать методологическим ориентиром
в совершенствовании этой важнейшей сферы образовательной деятельности.
Видение культурологических аспектов физической культуры создает мировоззренческую базу для «гуманизации» системы физического воспитания: при формировании внутренней мотивационной установки обучаемого на овладение всеми уровнями физической культуры; индивидуализации педагогического процесса на основе учета состояния его здоровья, уровня физической подготовленности, индивидуальных психологических особенностей; адаптации к задачам и специфике педагогического процессатехнологий (в том числе спортивных игр и соревнований), интегрирующих возможности спорта, искусства, коммуникации и обладающих высоким гуманистическим и духовно-нравственным потенциалом (утверждающих солидарность и сотрудничество, ориентирующих на гармоничное развитие личности, позволяющих участвовать в играх и соревнованиях наравне со всеми даже людям сограниченными возможностями).
Культурологическая парадигма наполняет особым смыслом антропологический принцип образования, ориентируя систему физического воспитания на формирование и воспроизводство целостной сущности человека, его природного и духовного, соматопсихического и социокультурного единства.
Она меняет содержательную структуру соответствующих предметов — за счет усиления их общекультурной направленности.
Структурное построение педагогического процесса должно определяться как технологическими, так и культурологическими задачами.
Инструментальный блок обеспечивает технологическую подготовку человека, формирует уменияиспользовать полученныенавьжи (в оптимизации собственной жизнедеятельностиили врамках конкретного вида профессиональнойдеятельоказывать правовую, информационную, научно-методическую, консультационную и финансовую помощь всем субъектам физкультурно-спортивного движения, деятельность которых имеет гуманистическую и социально-культурную направленность.
'Б ы х о в с к а я И.
М , Человеческая телесность в социокультурном измерении; Традиции и современность /
Об-во социологов РАН.
— М ., 1993.
128

[Back]