Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 192]

ненты, во-первых, предстают в виде соответст^ющих фупп качеств человека, формирующихся за счет освоения и преобразования элементов культуры, социума, природьг; во-вторь?х, с точки зрения воспитательной теории и практики они же выступают основными сфатегиями духовного, социального и физического развития, которые должны быть обеспечены совокупность социально-культурных институтов, в том числе и системой образования.
10.
Духовное развитие предполагает формирование ценностнонормативной, когнитивной и деятельностной (или технологической) сфер человеческой субъективности.
Важнейшая составляющая духовности ценностно-нормативная основа личности, которая выступает в качестве мировоззренческой основы всех сфер и аспектов жизнедеятельности личности.
Когнитивный (рациональный) пласт сознания предполагает формирование важнейшей составляющей
человечесюэй духовности рациональности как мыследеятельностной способности воспроизводить и производить мир в интерсубъективной плоскости.
Это качество рассматривается как одно из важнейших во всех педагогических системах мира.

Ценфальным свойством интеллекта является понимание как способность личности адекватно воспринимать и консфуировать смыслы и модели природы, человека и мира (в широком смысле «тексты культуры» как смысловые и содержательные матрицы бытия, опосредующие отношения субъекта и объекта познания).
11.
Социальное развитие личности есть ее становление как субъекта социальных отношений, оно предполагает, прежде всего, овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками, а также освоение форм и способов успешной коммуникации личности в качестве субъекта многообразных социальных отношений.
Высшей формой коммуникации является диалог,
который предполагает многоуровневый контакт субъектов (смысловой, духовно-нравственный, эмоциональнопсихологический), совпадение «смысловых фокусов» порождаемого и интерпретируемого текста и сопровождается синергетическим эффектом смыслообразования.
192
[стр. 11]

цептуальные идеи, которые определили методологический формат данной работы.
1.
Образовательные системы, обладающие внутренней сущностью и имеющие логику саморазвития, функционально и содержательно обусловлены макрофакторами (типом культуры, религиозной системой, стадией формационного развития общества, господствующей идеологией).
Поэтому формирование целостного представления о феномене образования (его генезизе, динамике) предполагает изучение как педагогических теорий и воспитательных практик, так и совокупности цивилизационных и формационных факторов.
2.
В основе педагогических концепций и воспитательных практик — этический идеал, формирующийся определенной культурой и концентрирующий в себе ее представление о наиболее сущностных ценностных основаниях бытия и способах их воплощения.
Следовательно, историю педагогики можно представить как цикличный процесс возникновения, утверждения, кризиса и смены доминирующего идеала, который зарождается в недрах культуры и получает оформление в этических и философско-антропологических системах.
В философско-антропологическом ракурсе идеал можно рассматривать как определенное сочетание трех компонентов феномена «человек»: духовного, социального и физического, В онтологическом — эти компоненты, во-первых, предстают в виде соответствующих групп качеств человека, формирующихся за счет освоения и преобразования элементов культуры, социума, природы; во-вторых, они же, с точки зрения образовательной теории и практики, выступают основными стратегиями развития (которые должны быть обеспечены многоуровневым педагогическим комплексом ценностей, целей, знаний, методов, ресурсов): духовного (предполагающего формирование ценностнонормативной, когнитивной и деятельностной сфер человеческой субъективности); социального (развитие личности как субъекта социальных отношений и профессиональной деятельности); физического.
Иерархия, содержательное наполнение, ценностная и инструментальная оснащенность этих стратегий задаются типом культурной системы и конкретной исторической ситуацией.
При этом доминирование одной из стратегий оказывает влияние на специфику культуры, определяя области ее высочайших достижений.
3.
Наиболее продуктивным способом концептуализации социальногуманитарного знания (в том числе и педагогического) является антропологический подход, который переносит акцент сисследования собственно педагогических феноменов на человека как субъекта культуры, воплощающего ее высшие устремления и достижения.
В контексте образовательных систем этот субъект рассматривается как формирующаяся и формируемая 11

[стр.,96]

крестьянину”! Словом, духовная любовь доступна всем людям, независимо от уровня их культурности»’.
Таким образом, вера, а не знания рассматривалась вкачестве основы духовного мира русского человека.
Соответственно, приоритет отдавалсяне образованию (в его западной версии), а просвещению (суть которого Н.
Гоголь сформулировал так: «Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь»^).
Следовательно, система образования (от концепции до содержательного наполнения) должна максимально полно учитывать и воспроизводить специфику духовности.
Лишь в этом случае она эффективно сможет решить задачу формирования нравственной и социально ответственной личности.
Когнитивный (рациональный) пласт сознания предполагает формирование важнейшей составляющей
человеческой духовности — рациональности как мыследеятельностной способности воспроизводить и производить мир в интерсубъективной плоскости.
Это качество рассматривается как одно из важнейших во всех педагогических системах мира.

Именно на пробуждение мысли воспитанника ориентировались великие педагоги Востока и Запада («сократическая беседа», «вопросы к учителю» у Конфуция, парадоксальные приемы у наставников дзен-буддизма, игровой метод у Эразма Роттердамского и Яна Амоса Коменского, «проблемные ситуации» у Руссо и Дистервега).
Ценность самостоятельности подчеркивал в X V I веке М .
Монтень.
Поощрение самостоятельности мысли всегда было императивом деятельности классиков русской педагогики (Н.
Пгфогова, К.
Ушршского, П.
Лесгафта, В.
Шацкого, А.
Макаренко, В.
Сухомлинского).
О важности воспитания самостоятельности мысли студента писали Н.
Жуковский, В.
Шулейкин, Е.
Тарле, А.
Смирнов и др.
Данное качество воснове своей определяется категорией интеллект.
Именно интеллект являетсяважнейшим признаком человека, обеспечивая поступательный ход цивилизации за счет преодоления энтропийных процессов\ В педагогике интеллектуальное развитие чаще всего сводится к способности личности осуществлять некий набор формально-логических операций.
Именно эта методология лежала в основе известного психологического теста интеллектуальности I^ .
На наш взгляд, эта методика не 'И л ь и н И.
А.
Путь духовного обновления.
— Мюнхен, 1962.
— С.
28.
Г оголь Н.
В.
Выбранные местаго переписки сдрузьями.— М., 1993.— С.
94, ^Не случайно Платон считал интеллект свойством, которое отличает человека от животного и приобщает человека к сверхиндивидуальному («божественному») миру.
96

[стр.,107]

Высшей формой коммуникации является диалог, предполагающий многоуровневый контакт субъектов (смысловой, духовно-нравственный, эмоционально-психологический), совпадение «смысловыхфокусов»порождаемого и интерпретируемого текста, и сопровождается синергетическим эффектом смыслообразования.
Это, в свою очередь, зависит от адекватной ситуационной идентификации субъектов диалога.
Доминантой коммуникативной ситуации становится событие как совокупность значимых для личностей явлений, событий, фактов, ценностей и т.
д.
Диалог — это взаимодействие «разностей» на основе общего (М .
Бахтин).
Поэтому успех диалога взначительной степени обусловливается взаимньш! соответствием структур действийпорождения и интерпретации текстов.
Это обеспечивает основу для понимания людьми друг друга в процессе совместной деятельности, для координации их знаний и навыков при решении социально значимых задач.
Отсутствие смысловых контактов в ходе общения негативно влияет на эффективность взаимодействия социальных субъектов.
Смыслопорождающий эффектдиалога определяетсянетолько простым сложением суммы смыслов субъектов, но и увеличением информационной емкости каждого диалогического акта за счетпозиции «вненаходимости», вкоторой находится каждый из субъектов коммуникации по отношению к другому.
Лишь наличие иного сознания позволяет говорить о возможности свершения «события», которое реализуется в процессе «вживания», то есть переживания чужого переживания.
При этом в роли «чужого» может выступать и человеческая личность, и артефакт, и культура в целом.
Диалогическая ситуация как ядро межличностной коммуникации возникает из-за объективно существующей заинтересованности потенциальных собеседников в разговоре.
Для нее характерно отсутствие дистанции, заранее определенных иерархических позиций, свободная смена <(ролей» вдиалоге, дискретность, то есть «способность выдавать информацию порциями» (Ю .
Лотман).
Коммуникативно-диалогические отношения в межличностной сфере могут рассматриваться на двух уровнях: социально-психологическом и социально-культурном.
Первый уровень представлен актами говорения— слушания (сльппания)—^понимания (взаимопонимания), протекающими в ситуативно общем смысловом поле как деятельность двух или более индивидуумов (это так называемые первичные виды коммуникации в системе «человек— человек»)*.
В социально-культурной плоскости диалога чело* В первом случае коммуникационный процесс можно описать с помощью семиотической модели, включающей несколько компонентов: источник информации; коммуникатор, сообщение; коммуникационный канал; коммуникант; экстралингвистический параметр сообщения; источник механических 107

[Back]