Проверяемый текст
Петракова, Татьяна Ивановна; Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков (Диссертация 1999)
[стр. 195]

тетов, девальвация исторически сложившихся идеалов.
Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации,
отчуждения.
Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование отодвигаются на периферию их ценностных ориентаций.

Проявление этих тенденций можно обнаружить в молодежной субкультуре, в которой ярко выражены стремления к разрушению, протест против традиционных способов общения и поведении.
Молодежь растет, преимущественно, на иностранной рекламе, усваивает чуждые устоям отечественной культуры традиции и обряды, что делает ее маргинальной фуппой, для которой характерны психологическое раздвоение, рассогласование ценностей, потеря твердых социальных ориентиров.
Обилие экспансивной, афессивной, навязчивой, раздражающе яркой информации, которая обрушивается на молодежь, будоражит инстинкты, дает возможность «разрядиться» без душевного напряжения, провоцирует жить упрощенно и «без Еюмплексов», подражая новым героям, молодой человек становится как бы сильным и независимым.
Вместе с тем постепенно утрачивается нечто
тонюзе, незаметное, что отличает homo sapiens от животного остается невостребованным «тонкий слой» души, без которого начинается «расчеловечивание» человека.
Исследования свидетельствую об изменениях, происходящих на уровне сознания, которые проявляются в
утилитарности и примитивности мышления, усилении рассудочного компонента, в наличии антидуховных образований, когда в голове одного человека уживаются элементы несовместимых типов мировоззрений: атеистического, православного, языческого, восточного.
Одновременно с ослаблением основного канала передачи ценностей семейного наблюдается усиление тенденции к проявлению молодежью и подростками самонаправленной жестокости, что находит подтверждение в нарастании в подростковой и молодежной среде алкоголизма,
нарюзмании, токсикомании, в участившихся случаях девиантного поведе195
[стр. 23]

23 ♦ Глава_1.
Методологические подходы к исследованию процесса использования ценностного содержания ^ знаний в духовно-яравственном воспитании учащихся 1.1 .Анализ современной образовательной ситуации в России: к постановке проблемы * * Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего ^ осмысления.
Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, т привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенное™ общества, росте преступности ( в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов.
Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере.
Ослабление внимания государства и общества к Ш целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, к школе в целом привело к изменению психологии учащихся.
Исследователи отмечают в их среде такие тенденции, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, прагматизм на фоне ниспровержения недавних авторитетов, разрушения сложившихся на протяжении семидесяти лет идеалов.
Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации,


[стр.,24]

отчуждения.
В частности, если в 1990 г.
желание «жить для себя» высказали 9,2% опрошенных старшеклассников, то в 1993 г.
эта цифра возросла до 24,4%.
(Руткевич, 1995).
Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование отодвигаются на периферию их ценностных ориентаций.

Ярким проявлением этого стала молодежная культура, в которой ярко выражена тенденция к разрушению, протест против благообразия во всем: в способах общения, одежде, поведении, во всем внешнем облике подростка, юноши, девушки.
Социолог И.В.
Попова пишет, что поскольку подрастающее поколение растет на иностранной рекламе, именах, традициях и обрядах, чуждых устоям отечественной культуры, это делает ее маргинальной группой в своей стране.
Психологическое раздвоение, рассогласование ценностей, потеря твердых социальных ориентиров,
засорение языка англоязычными кальками являются результатом ошибочной государственной политики, ведущей к воспитанию патриотов чужой страны.
(Попова, 1994, с.
19).
Обилие экспансивной, агрессивной, навязчивой, раздражающе яркой информации, которая обрушивается на молодежь, будоражит инстинкты, дает возможность «разрядиться» без душевного напряжения, провоцирует (особенно подростков) жить упрощенно и «без комплексов».
Подражая новым героям, молодой человек становится как бы сильным и независимым,
он нравится самому себе.
Вместе с тем постепенно утрачивается нечто
тонкое, незаметное, что отличает homo sapiens от животного «тонкий слой» души остается невостребованным, происходит «расчеловечивание» человека.
Научные исследования свидетельствуют об изменениях, происходящих на уровне сознания, которые проявляются в

[стр.,29]

В настоящее время одновременно с ослаблением основного канала передачи ценностей семейного наблюдается усиление тенденции к проявлению молодежью и подростками самонаправленной жестокости, что находит подтверждение в нарастании в подростковой и молодежной среде алкоголизма, наркомании, токсикомании, в участившихся случаях девиантного поведения, самоубийствах т.е.
в явлениях, объединенных осознанным или неосознанным стремлением несозревшей личности к физическому или моральному саморазрушению.
(Абрумова, 1998).
В этих условиях роль «удерживающего» должна принадлежать общеобразовательной школе как самому массовому образовательному институту.
Она все еще располагает большим воспитательным потенциалом, часто недостаточно используемым в силу разных причин.
Здесь активизация воспитания (прежде всего., воспитания духовно-нравственного, направленного на внутренние ориентиры личности) возможна на основе имеющихся резервов использования и развития гуманистической направленности содержания образования, усиления духовных интенций учителя.
Вместе с тем, говоря о необходимости усиления воспитательной доминанты в школе, следует учитывать опыт динамично развивающейся системы дополнительного образования.
Она компенсирует ограниченность базового компонента, предоставляя учащимся широкий выбор содержания и видов деятельности в соответствии с их наклонностями и интересами, открывает широкие возможности для влияния на духовные потребности личности.
Не меньшим потенциалом обладает воссоздаваемая система христианского образования, о которой говорилось выше, имеющая многовековой опыт воспитания духовности и нравственности и

[Back]