Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 197]

ценностей и жизненных смыслов) позволяют рассматривать его как важнейшую предпосылку духовной безопасности общества.
В последние годы
все чаще звучит мысль о том, что Россия переживает духовный кризис, который становится реальной угрозой разрушения душевного здоровья нации.
Сегодня духовную уфозу несут самые различные факторы, в том числе и те, ютторые происходят внуфи образовательного института.
Духовную уфозу несут явления, представляющие опасность для всей человеческой цивилизации: интенсивные модернизационные процессы, некритичное заимствование и насильственное внедрение экономических и политических моделей; разрушение базовых ценностей христианской культуры в результате экспансии нетрадиционных религий; манипулирование с помощью С М И общественным сознанием (дезинформация, избыточно натуралистическая демонстрация сцен жестокости, убийств, расправ, насилия, распущенности; целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения и стилей жизни; стимулирование противоправного поведения за счет подачи безоценочной информации о формах и способах преступного поведения, путем акцентирования беспомощности органов правопорядка, что создает иллюзию силы безнаказанности преступниюэв и т.д.).
В погоне за сенсацией и прибылью газеты и
телепрофаммы сеют страхи, формируют катастрофический тип сознания, обессмысливают любые позитивные усилия по строительству собственной судьбы.
Однако сегодня образовательные учреждения не в состоянии выполнить эти важнейшие функции, оказавшись в мировоззренческом вакууме.
Российское образование вот уже два десятка лет в поиске новых приоритетов, моделей обучения и воспитания.
Направления реформирования обнаруживаются в д ^ х направлениях: на пути обретения и актуализации традиционных российских ценностей и в направлении западных ценностей, связанных с идеями либерализма и атрибутами материального благополучия.
Существенное место занимают присущие западному обществу ценности эгоизма, индивидуализма и рационализма, ориентации на материальные афибуты без должной заботы о ценностях духовных.
197
[стр. 174]

дель, характерная для системы образования в СССР и других социалистических странах.
Сегодня складывается новый тип культуры, объединяющий достижения всех предшествующих культурных эпох (теоцентристских, техноцентристских, антропоцентристских и социоцентристских культур, каждая из которых обогатила историю мировой культуры уникальным опытом), и получает возможность обретения своей целостности.
Современный этап развития культуры пока не имеет адекватной системы образования.
Это обусловливает интенсивные поиски оптимальной модели образования (и прежде всего— гуманитарного), соответствующей складывающемуся типу культуры и отвечающей актуальным запросам современной цивилгоации.
Подобная модельдолжна быть основана на совокупном опьп-е развития различных культурных систем и использовать творческую интеграцию как российских, так и международных традиций образования.
3.3.
Образование и духовная безопасность общества Образование, прежде всего гуманитарное, всистеме жизнеобеспечения общества является не только решающим фактором экономического процветания, но и основой духовной безопасности.
Уникальные возможности одновременного формирования духовно целостной личности и воспроизведения культуры народа (через человека, его систему ценностей и жизненных смыслов) позволяют рассматривать гуманитарное образование как важнейшую предпосылку духовной безопасности общества.
В последние годы
на представительных форумах российской интеллигенции все чаще говорится о том, что Россия переживает духовный кризис, который становится реальной угрозой разрушения духовного здоровья нации.
Сегодня такую угрозу представляют различные факторы, втом числе и возникающие внутри образовательного института.
В предьщущих разделах этой книги обосновывалась идеядетерминированности образовательных моделей спецификой и проблемами национальной культуры.
Данная проблематика получает сегодня особую практическую актуальность, и прежде всего всвязи со стремлением некоторых российских регионов вести образовательную деятельность на этнических языках.
Это, по меньшей мере, малоэффективно.
Практически все аспекты жизни подавляющего большинства народов России подверглись глубокой трансформации.
Как справедливо пишет К.
Гаджиев, многосторонние связи, интегрально пронизывающие экономические, культурные, образовательные, духовные, политические и иные реалии, стали утвердившимся и необходимым фактом жизни всех без исключения республик и регионов России; его нельзя ни отменить, ни игнорировать, не подрывая жизненных интересов всех народов.
Россия— это не просто некий искусственный конгломерат территорий, наций, народностей, этносов, а единый организм, с общим для всех 174

[стр.,175]

его членов жизненным пространством.
Народы и территории России втечениедлительного времени являются неразрьгонымичастями единого культурно-исторического и политико-экономического пространства.
Подавляющее большинство народов бесповоротно освоили и интегрировали важнейшие аспекты и атрибуты общероссийского образа жизни'.
Подобные тенденции еще более опасны сточки зрения геополитики.
Существует комплекс фундаментальных интересов и факторов, в равной степени затрагивающих все народы и республики и объединяющих их в единое образование, по сравнению скоторыми все разногласия, противоречия и конфликты носят второстепенный характер’.
Да, истинноедуховноедостижение, как считал И.
Ильин, всегданационально.
Родина естьта вершина, скоторой человекуможет открыться общечеловеческое богатство.
Лишенная национального своеобразия страна может потерять отведенное ей место вмировой культуре.
Но для народов России национальное— это российское, а не экзотика традиционной культуры.
Русская, общероссийская культура были и остаются для народов России и средством, и воротами, и инфраструктурой как для саморазвития, так и для вхождения, интегрирования вмировую цивилизацию, мировую культуру.
Русский язык— это не только язык межнационального общения.
Это несущая конструкция самого образа жизни, основа тех духовных ценностей, которые объединяют все народы России в единое культурное пространство.
Как представляется, попытки перестройки системы образования и науки на сугубо национальных началах не просто бессмысленны, но и вредны— как для разных народов, так идля России в целом.
А для образования они будут иметь катастрофические последствия.
Кроме того, духовную угрозу несут явления, представляющиеопасность для всей человеческой цивилизации; интенсивные модернизационные процессы, некритичное заимствование и насильственное внедрение экономических и политических моделей; разрушение базовых ценностей христианской культуры врезультате экспансии нетрадиционных религий; манипулирование с помощью С М И общественным сознанием (дезинформация, избыточно натуралистическаядемонстрация сцен жестокости, убийств, расправ, насилия, распущенности; целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения истилей жизни; стимулирование противоправного поведения за счет подачи без оценки информации о ' Гаджиев К.
С.
Геополитика.
— М., 1997.
— С.
334-336.
’ Есть и еще одно весьма существенное обстоятельство: суммарная численность титульных народов всех российских республик составляет всего 7% общей численности населения России.
Следовательно, любые попытки реформирования образования на основе языка и традиций того или иного этноса лишены всяких разумных оснований.
175

[стр.,176]

формах и способах преступного поведения, акцептирования беспомощности органов правопорадка, что создает иллюзию безнаказанности преступников и т.
д.).
В погоне за сенсацией и прибылью газеты и
телепрограммы сеютстрахи, форм11руют катастрофический тип сознания, обессмысливают любые позитивные усилия вустройстве собственной судьбы.
Опасность духовного кризиса — в его невидимости, отсроченности.
Надвигающаяся катастрофа — мощный стимул, только если она непосредственно угрожает человеку, возникает перед ним как точка отсчета, неизбежность выбора (например, смертельная болезнь, война, эпидемия и т.
п.).
В такой ситуации меняется картина мира, мобилизуются все имеющиеся ресурсы, которые нередко спасают общественный организм от гибели.
Вот почему во времядуховного кризиса противодействие часто оказывается запоздалым: культурная дезорганизация принимает необратимую форму, ведущую к катастрофе, гибели (пример — Россия в 1917 году, Германия 1930-х годов).
Духовная безопасность— это система условий, позволяющая некоему общественному субъекту (культуре, обществу) сохранять свои жизненно важные параметры в пределах исторически сложившейся нормы.
Их выход за рамки нормы под воздействием различного рода факторов (прежде всего культурного, ценностно-нормативного характера) ведет к дезорганизации и вконечном счете— к национальной катастрофе, то есть к распаду общества как целостной системы всвязи сразрушением структурирующих его духовных оснований.
Традиционно важнейшими составляющими безопасности бьши военная, техногенная, экологическая, экономическая.
По мере роста проблем акцентировались другие аспекты безопасности жизнедеятельности человека и общества: информационная, финансовая, социальная и др.
Сегодня следует задуматься о важнейшем аспекте безопасности— духовном, ибо безчеловека, его духовного здоровья, интеллекта жизнь и само понятие безопасности теряют всякий смысл.
Это обусловлено обстоятельствами как внутреннего, так и глобального, общемирового характера.
Во-первых, за последние годы существешю деформировалась система духовного самовоспроизводства общества, прежде всего врезультате кризиса институтов социализации и культурной преемственности, важнейшим из которых является институт образования (воспитание — его важнейшая составляющая).
Просчеты государственной образовательной политики проявились не только в сокращении объемов финансирования высшей школы, но и (в первую очередь) в непродуманной модификации целей и ценностей образования.
Нигилизм реформ 90-х годов по отношению к фундаментальным достижениям российской и советской педагогики, тотальная борьба с идеологической заданностыо содержания, форм и методов воспитания привели к дискредитации культурно оправданного идеала все176

[Back]