За последние годы существенно деформировалась система духовного самовоспроизводства общества, и прежде всего в результате кризиса институтов социализации и культурной преемственности, важнейшим из которых является институт образования (воспитание его важнейшая составляющая). Просчеты государственной образовательной политики проявились не только в сокращении объемов финансирования высшей школы, но и в непродуманной модификации целей и ценностей образования. Нигилизм реформ 90-х годов по отношению к фундаментальным достижениям российской и советской педагогики, тотальная борьба с идеологической заданностью содержания, форм и методов воспитания привели к дискредитации культурно оправданного идеала всесторонне развитой личности, к ликвидации самого института воспитания, исключению этого вида духовного производства из жизни общеобразовательной и профессиональной школы. Идеологический вакуум в общегосударственном масштабе, отсутствие ценностных оснований для национальнокультурной идентичности, экспансия стандартов западного образа жизни вызвали рост асоциальных и противоправных форм поведения, гипертрофированную ориентацию массового сознания на ценности материального благополучия и гедонизма. Все это существенно модифицировало общественное сознание, и прежде всего молодежи, опасно приблизив его к черте душевной патологии. Одним из важнейших институтов воспитания является высшее гуманитарное образование социальный институт трансляции культурных ценностей, норм, идеалов, форма воспроизводства национальнокультурного мира. Именно возможности образования сохранять и утверждать смыслообразующие координаты культурной системы позволяют рассматривать его не только как социальный институт профессиональной подготовки, но и как эффективный инструмент геополитики и обеспечения духовной безопасности нации. Однако в настоящее время человекотворческий потенциал образования не только не используется в полной мере, но и не осмысливается в соответствии с масштабом проблем. Отказ от поддержки научных на198 |
формах и способах преступного поведения, акцептирования беспомощности органов правопорадка, что создает иллюзию безнаказанности преступников и т. д.). В погоне за сенсацией и прибылью газеты и телепрограммы сеютстрахи, форм11руют катастрофический тип сознания, обессмысливают любые позитивные усилия вустройстве собственной судьбы. Опасность духовного кризиса — в его невидимости, отсроченности. Надвигающаяся катастрофа — мощный стимул, только если она непосредственно угрожает человеку, возникает перед ним как точка отсчета, неизбежность выбора (например, смертельная болезнь, война, эпидемия и т. п.). В такой ситуации меняется картина мира, мобилизуются все имеющиеся ресурсы, которые нередко спасают общественный организм от гибели. Вот почему во времядуховного кризиса противодействие часто оказывается запоздалым: культурная дезорганизация принимает необратимую форму, ведущую к катастрофе, гибели (пример — Россия в 1917 году, Германия 1930-х годов). Духовная безопасность— это система условий, позволяющая некоему общественному субъекту (культуре, обществу) сохранять свои жизненно важные параметры в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки нормы под воздействием различного рода факторов (прежде всего культурного, ценностно-нормативного характера) ведет к дезорганизации и вконечном счете— к национальной катастрофе, то есть к распаду общества как целостной системы всвязи сразрушением структурирующих его духовных оснований. Традиционно важнейшими составляющими безопасности бьши военная, техногенная, экологическая, экономическая. По мере роста проблем акцентировались другие аспекты безопасности жизнедеятельности человека и общества: информационная, финансовая, социальная и др. Сегодня следует задуматься о важнейшем аспекте безопасности— духовном, ибо безчеловека, его духовного здоровья, интеллекта жизнь и само понятие безопасности теряют всякий смысл. Это обусловлено обстоятельствами как внутреннего, так и глобального, общемирового характера. Во-первых, за последние годы существешю деформировалась система духовного самовоспроизводства общества, прежде всего врезультате кризиса институтов социализации и культурной преемственности, важнейшим из которых является институт образования (воспитание — его важнейшая составляющая). Просчеты государственной образовательной политики проявились не только в сокращении объемов финансирования высшей школы, но и (в первую очередь) в непродуманной модификации целей и ценностей образования. Нигилизм реформ 90-х годов по отношению к фундаментальным достижениям российской и советской педагогики, тотальная борьба с идеологической заданностыо содержания, форм и методов воспитания привели к дискредитации культурно оправданного идеала все176 сторонне развитой личности, ликвидации института воспитания, исключению этого вида духовного производства из жизни общеобразовательной н профессиональной школы. Идеологический вакуум вобщегосударственном масштабе, отсутствие ценностных оснований для национально-культурной идентичности, экспансия стагщартов западного образа жизни вызвали рост асоциальных и противоправных форм поведения, гипертрофированную ориентацию массового сознания на ценности материального благополучия и гедонизма. Эти явления существенно модифицировали общественное сознание, в основном молодежи, опасно приблизив его к черте духовной патологии. Во-вторых, вусловиях глобализации современной цивилизации и развития электронных технологий важнейшим фактором мирового влияния становится культура, которая рассматривается державами как механизм включения тех или иных регионов в сферу своего влияния. Возрастание роли культурного фактора вгеополитических стратегиях сопровождается рядом негативных последствий, которые необходимо учитывать в разработке концептуальных основ геополитики. С одной стороны, культурное сотрудничество и диалог народов являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн, сдругой — мировое сообщество вступает в новую фазу, вкоторой доминирующим фактором политики и фундаментальным источником конфликтов будут не политические или экономические разногласия, а прежде всего культурно-этнические различия и противоречия. Объективное или субъективное неравенство партнеров по культурному диалогу является предпосылкой геополитического влияния. Отсутствие самодостаточности одной из сторон диалога и стремление скопировать «другую» культурную модельснижают эффективность партнерских отношений вмежнациональных контактах, что вконечном счете усугубляет комплекс национальной и культурной неполноценности, открывает границы для культурной экспансии стран-лидеров. В-третьих, широкомасштабные изменения последнихдесятилетий преобразили облик мирового сообщества. Разрушен «двухполюсный» миропорядок, основанный на инфраструктуре и идеологии «холодной войны», и таким образом созданы предпосылки для утверждения полицентризма геополитических сил. Происходит диверсификация политических центров и регионов. Взаимодействие и взаимозависимость государств приобретает глобальный, планетарный характер. Международное сообщество^начинает осознавать императивную необходимость совместныхдействий по выработке общей политики на Земле, призванной обеспечить жизнеспособность современной цивилизации. Меняется геополитическая парадигма: модифицируются представления о сущности и средствах геополитики, пересматриваются ее фундаментальные принципы и параметры, исчезает 177 турного мира. Именно возможности образования сохранять и утверждать смыслообразующие координаты культурной системы позволяют рассматривать его не только как социальный институт профессиональной подготовки, но и как эффективный инструмент геополитики и обеспечения духовной безопасности нации. Однако в настоящее время геополитический потенциал образования не используется в полной мере и даже не осмысливается всоответствии с масштабом проблем. Политика государства вданной области свидетельствует о том, что власть не понимает подлинной роли образования, не осознает, что без человека, его образованности, интеллекта экономическое благополучие общества невозможно (да и бессмысленно). Если в советское время отечественные вузыготовили огромное число специалистов из многих стран мира, которые возвращались на родину не только технологически обогащенными (и зависимыми от инженерного «донора»), но и ценностно изменившимися, то сейчас ситуация совсем иная. Отказ от поддержки научных направлений, которые не дают непосредственной выгоды, отсутствие условий для социальной востребованности духовной и научной элиты стимулируют массовую российскую «утечку мозгов» из столичных учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. Разрушаются имевшие высокий международный авторитет отечественные научные и педагогические школы. Наиболее остро кризис высшей школы проявляется в сфере гуманитарного образования, что вполне закономерно. Если техническая, инженерная культура (и деятельность обеспечивающих ее образовательных систем) слабо связаныс изменениями в общественной идеологии и политике, то систематрансляции социально-гуманитарного знания определяетсяобщекультурным, мировоззренческим контекстом. Понимание образования как фактора духовной безопасности нации обусловлено его важнейшими функциями в сохранении культурной преемственности и духовном развитии личности. Образование обеспечивает целостное воспроизводство человека в соответствии с его идеалами, сформированными в недрах культуры, и прежде всего в религиозно-философских, этических и педагогических системах и концепциях. Если обучение транслирует и воспроизводит лишь частный, конкретный фрагмент культурной деятельности в ее нормативном аспекте (то есть знания о ней и алгоритм ее воспроизведения, который осваивается с помощью специальных упражнений, формирующих навыки автоматизированных действий), то образование производит и воспроизводит целостный субъект культуры и деятельности — человека в его экзистенциальной и онтологической полноте. В отличие от инструментально ориентированного обучения (которое обеспечивает трансляцию, воспроизводство и освоение знаний, умений, технологий и потому является 179 |