Проверяемый текст
Петракова, Татьяна Ивановна; Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков (Диссертация 1999)
[стр. 201]

документе Национальной доктрине образования в Российской Федерации определены цели воспитания и обучения как единого процесса.
Предметом духовно-нравственного воспитания выступает, прежде всего, ценностно-нормативный срез личности.
Поэтому особую актуальность приобретает проблема формирования ценностных ориентаций, и прежде всего в отроческие н юношеские годы.
У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который
выражается в размышлениях над переживаниями, мыслями, сопровождается кризисом детсютго отношения к самому себе и к миру, негативизмом, неопределенностью, крушением авторитетов.
Поэтому возникает задача такой целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка
духовным содержанием.
Особая роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоциональномотивационной сферы личности.
Таким образом, к настоящему времени в области образования назрел ряд противоречий между: открывшимися в ходе российских социально-экономических и политических реформ новыми возможностями и нарастанием негативных явлений в молодежной среде (криминогенность, рост преступности, насилия, распущенность нравов); необходимостью усиления внимания со стороны государства и общества к проблемам воспитания и ослаблением воспитывающей функции образовательных институтов; традиционными для России гуманистическими ценностями и высокой субъективной значимостью для молодежи либеральных ценностных приоритетов, связанных с индивидуализмом и прагматизмом; ориентацией референтной для молодежи части российского общества на западные жизненные стили с высоким уровнем материального благополучия и традиционной российской ментальностью, в юугорой особую значимость имеют духовные ценности; адаптацией к современным условиям жизненных ценностей и педагогической невостребованностью абсолютных ценностей, сформировавшихся в недрах мировых религий; потребностью значительной части молодых людей в духовно-нравственных 201
[стр. 5]

5 растерянности: старые, социалистические идеи полностью отрицались, западные образцы, в силу особенностей российского менталитета, не срабатывали, новая система ценностей не была обретена.
Первые «постперестроечные» годы с особой остротой показали, насколько необходима определенная система ценностей для каждого человека, для общества и государства.
Она является той основой, опираясь на которую можно строить нормальные межличностные отношения, отношения внутри государства и с миром в целом.
Глобальные процессы «начинающейся деструкции», характерные для т.н.
цивилизованных стран (распад гуманитарного знания, дегуманизация общества, деперсонализация личности и пр.) связаны именно с кризисом ценностей (П.А.Сорокин).
Вместе с тем становится все более очевидным, что несмотря на всю сложность современной ситуации, система российского образования, сохранившая свою жизнестойкость благодаря, прежде всего, гуманистическим ценностям, заложенным в его содержание, продолжает «оставаться на плаву».
Проблема ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы.
У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который
проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов.
В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность.
Поэтому возникает задача такой целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка
ценностным содержанием.
Особая роль в

[стр.,6]

ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности.
Между тем к настоящему времени в этой области назрел ряд противоречий.
Это противоречия между: открывшимися в ходе российских социально-экономических и политических реформ новыми возможностями и нарастанием негативных явлений в общественной среде (усиление криминогенности общества, рост преступности, насилия, открытая пропаганда распущенности нравов); необходимостью усиления внимания со стороны государства и общества к проблемам воспитания и ослаблением воспитывающей функции школы; традиционными для России гуманистическими ценностями и новыми ценностными приоритетами молодежи, связанными с усилением индивидуализма и прагматизма; ориентацией влиятельной части российского общества на западные образцы, высокий материальный уровень и традиционной российской ментальностью, направленной на реализацию высших, духовных ценностей; становлением в российском обществе новой системы ценностных ориентаций и инерционностью присущих школе процессов; поиском школой новой системы ценностей, адаптированно-й к современным условиям, и педагогической невостребованностью ценностей абсолютных (общечеловеческих, христианских); потребностью подростков в определенной системе ценностей и ее несформированностью в общественной и педагогической среде;

[Back]