приоритетах и духовно ненасыщенном характере культурнообразовательной среды; гуманистическими ценностями классического образования и недостаточным использованием их потенциала в учебновоспитательном процессе; потребностью педагогической практики в на)'чном осмыслении инновационных воспитательных и педагогических практик и недостаточным количеством научных исследований, охватывающих спектр актуальных педагогических проблем духовнонравственного воспитания. В такой ситуации существенную роль может сыграть система дополнительного образования, которая #(меет возможности для компенсации офаниченности базового компонента, предоставляя учащимся широкий выбор содержания и видов деятельности в соответствии с их наклонностями и интересами, открывает широкие возможности для влияния на духовные потребности личности. Однако качество организации социальнокультурной деятельности молодежи в последние поды резко понижено за счет того, что сокращение инфраструктуры и низкая эффективность молодежной культурной политики способствовали превращению сферы молодёжного досуга в зону формирования молодежных субкультур с асоциальной и противоправной ориентацией, в пространство трансформации досуговых общностей в преступные фуппы. В струюуре молодежного досуга преобладают пассивно-созерцательные типы времяпрепровождения на фоне существенного сокращения созидательно-творческих форм активности. Сложившуюся в молодежной среде ситуацию усугубляет то обстоятельство, что усилившийся интерес к духовной стороне жизни, при несформированности традиционной религиозности, привел к поискам молодежью анормальных духовных ощущений и состояний'. В идейном плане эти и другие подобные явления связаны с потерей общественных ориентиров, духовные причины кризиса лежат в языковой сфере и обу202 По данным Комитета по спасению молодежи при Государствеиной Думе в деятельность деструктивных сект вовлечено от 3 до 5 миллионов россиян, из которых более 50% составляет молодежь. |
утилитарности и примитивности мышления, усилении рассудочного компонента, в наличии «странных духовных образований» (Г.Л. Смирнов), когда в голове одного человека уживаются элементы несовместимых типов мировоззрений: атеистического, православного, языческого, «восточного» и под. (Кураев, 1994). Сложившуюся ситуацию усугубляет то обстоятельство, что усилившийся интерес к духовной стороне жизни (при несформированности традиционной религиозности) привел к поискам молодежью ненормальных духовных ощущений и состояний. По данным Комитета по спасению молодежи при Государственной Думе в деятельность деструктивных сект вовлечено от 3 до 5 миллионов россиян, из которых более 50% составляет молодежь. Если в идейном плане эти и другие подобные явления связаны с отказом от марксистско-ленинской идеологии, с потерей общественных ориентиров, то духовные причины кризиса лежат в языковой сфере и связаны с искажением, подменой или утратой многих важнейших понятий, составляющих ядро личности. На языковую природу этих «беспокоящих явлений» указывает выдающийся философ современности М. Мамардашвили. (Мамардашвили, 1992, с. 126-137). Как бы конкретизируя эту мысль, психолог Б.Н. Ничипоров пишет о том, что отсутствие в общественном сознании только одного понятия понятия греха привело ко многим грубым нравственным искажениям, выразившимся, прежде всего, в сердечном ожесточении и крайнем бесчувствии (спокойном пребывании в грехе; невозмущении безнравственными явлениями; убеждении, что без греха нельзя жить.(Ничипоров, 1994). А.Я. Найн свидетельствует о том, что различное истолкование педагогических понятий сплошь и рядом приводит к неоднозначным и В настоящее время одновременно с ослаблением основного канала передачи ценностей семейного наблюдается усиление тенденции к проявлению молодежью и подростками самонаправленной жестокости, что находит подтверждение в нарастании в подростковой и молодежной среде алкоголизма, наркомании, токсикомании, в участившихся случаях девиантного поведения, самоубийствах т.е. в явлениях, объединенных осознанным или неосознанным стремлением несозревшей личности к физическому или моральному саморазрушению. (Абрумова, 1998). В этих условиях роль «удерживающего» должна принадлежать общеобразовательной школе как самому массовому образовательному институту. Она все еще располагает большим воспитательным потенциалом, часто недостаточно используемым в силу разных причин. Здесь активизация воспитания (прежде всего., воспитания духовно-нравственного, направленного на внутренние ориентиры личности) возможна на основе имеющихся резервов использования и развития гуманистической направленности содержания образования, усиления духовных интенций учителя. Вместе с тем, говоря о необходимости усиления воспитательной доминанты в школе, следует учитывать опыт динамично развивающейся системы дополнительного образования. Она компенсирует ограниченность базового компонента, предоставляя учащимся широкий выбор содержания и видов деятельности в соответствии с их наклонностями и интересами, открывает широкие возможности для влияния на духовные потребности личности. Не меньшим потенциалом обладает воссоздаваемая система христианского образования, о которой говорилось выше, имеющая многовековой опыт воспитания духовности и нравственности и |