тательных возможностей школы, государственной системы образования в целом»'. Не случайно сегодня наблюдается тенденция к научному исследованию целей и ценностей христианской (православной) педагогики и использованию ее возможностей для обогащения современного образования’ . Традиционно духовно-нравственное воспитание и образование было в России важнейшей государственной и церковной заботой. До революции, в начале века, существовало почти 35000 церковноприходских школ и школ грамоты, в которых проходили обучение свыше одного миллиона ста тысяч учащихся почти треть всех учеников начальных училищ Российской империи. Кроме того, во всех начальных, средних и высших школах (как государственных, так и частных) изучался Закон Божий. Существовавшая система образования, неразрывно связанная с бытом, и культурой России, способствовала формированию и сохранению определенного менталитета русского человека, ориентированного на христианские ценности. Активизация духовно-нравственного воспитания во всех образовательных структурах будет способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, повышению их роли в жизни личности, общества и государства, поможет остановить распад духовного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни, послужит основой для ее воспитания в соответствии с духовными ценностями культуры и историческим опытом народа 3.2. Специфика и тенденции изменения мировоззренческих основ ду'ховно-нравственной ж и зн и в эпоху социокультурной трансформации Современное российское общество находится в стадии интенсивной трансформации. Трансформация предполагает разнохарактерные из204 ' Письмо Министерства образования России №344/30-16 от 04. 05.2001. ’ См.: Кинелев В.Г. Что нас объединяет?: Из выступления на V Международных Рождественских чтениях // Воскресная школа; Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание. Выступление на VII Международных Рождественских чтениях. М.; МП, 1999. С. 1-6 |
28 * * церковноприходских, монастырских школ для мирян, в которых обучаются 72 тысячи детей и 5 тысяч взрослых, проводят обучение также около 40 православных общеобразовательных учебных заведений (гимназий, лицеев, школ), три православных средних специальных учебных заведения. В Москве открыт Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, который дает высшее образование (он имеет филиалы в ряде городов России), функционируют два православных университета. (Экономцев, 1997). Традиционно духовно-нравственное воспитание и образование, направленное на формирование внутренних ценностей личности?было в России важнейшей государственной и церковной заботой. До революции, в начале века, существовало почти 35000 церковноприходских школ и школ грамоты, в которых проходили обучение свыше одного миллиона ста тысяч учащихся почти треть всех учеников начальных училищ Российской империи. Кроме того, во всех начальных, средних и высших школах (как государственных, так и частных) изучался Закон Божий. Существовавшая система образования, неразрывно связанная с бытом, и культурой России, способствовала формированию и сохранению определенного менталитета русского человека, ориентированного на христианские ценности. Нго основанием стала любовь к Богу, царю и Отечеству, готовность при необходимости отдать жизнь за великие святыни и «за други своя». Однако впоследствии, в силу различных причин, русская ментальность во многом утратила свойственное ей благочестие. Изменилось отношение к ценностям, менялась несколько раз сама система ценностей, иными стали место и роль в обществе важнейших воспитательных институтов: семьи, школы, общества, государства, церкви. 30 неисчислимые примеры истинных подвижников благочестия, светильников веры, героев Отечества. Следует отметить тенденцию к взаимодействию светской и христианской образовательных систем. Она нашла отражение в материалах Международных Рождественских образовательных чтений, которые проводятся ежегодно Министерством образования РФ и Московским Патриархатом РПЦ. (Сборник, 1996). Сами Рождественские Чтения, ставшие заметным явлением в общественной жизни России, свидетельствуют о поиске и утверждении общих ценностей, сохранении культурных норм и традиций, которые должны создавать особую духовную жизнь России. Наблюдается тенденция к научному исследованию целей и ценностей христианской (православной) педагогики и использованию ее возможностей для обогащения современного образования. (Кинелев, 1997; Филиппов, 1997). Активизация духовно-нравственного воспитания во всех образовательных структурах будет способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, повышению их роли в жизни личности, общества и государства, поможет остановить распад духовного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни, послужит основой для ее образования и воспитания. Исследуемая проблема не может быть эффективно решена без ее теоретического осмысления, без понимания того, что такое личность, почему ее важнейшей характеристикой является духовность, каково соотношение духовности и нравственности, что такое «духовно-нравственное воспитание», какова роль ценностей, в том числе ценностей гуманистических, заложенных в содержание образования. |