единство культуры и социума. Известны два основных способа достижения такой совместимости, выраженные в двух типах общества. В традиционалистском обществе характеристики человека должны соответствовать сложившимся социальным структурам, которые ограничивают или закрывают пространство для нарушающих традиции инициатив индивида (принцип закрытости). В либеральном (современном) обществе приоритет отдается свободам и ответственности людей, которые стремятся так изменить сложившиеся структуры, чтобы они соответствовали возросшим потребностям и способностям индивидов и их коллективов, открывали пространство для целерациональных инноваций (принцип открытости). В.А.Ядов считает, что трансформация как наиболее общее понятие не имеет «векторной нагрузки»'. Тем не менее, применительно к современному состоянию российского общества не будет выглядеть преувеличением предположить, что такая нагрузка задается оформляющейся доминантой трансформации модернизацией. По проблемам модернизации имеется обширная литература’ . В настоящем исследовании нет возможности и необходимости освещать в деталях теории модернизации. Для задач, решаемых в данной работе, представляют интерес ряд основных положений этих теорий, рассмотренных применительно к эволюции морали в условиях реализации модернизационных проектов. В связи с проблематикой исследования рассмотрение проблем российской модернизации также ограничено социокультурным аспектом. 206 См.; Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество (Резюме многолетней дискуссии социологов) /АОбщество и экономика. 1999.-№10 11.-C.67. См.: Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии.М.: Ин-т востоковедения РАН, 1997; Антонович И.И. После современности: Очфк цивилизации модернизма и постмодернизма.Мн.: Белорусская наука, 1997; Красильщиков В.А. Вдогонку за прошедшим веком; Развитие России в XX веке с точки зрения мировых модернизаций, М.: Российская политическая энциклопедия (рОССПЭН), 1998; Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1993; Модернизация; зарубежный опыт и Россия. М.; Информат., 1994. |
Логика исследования обеспечивается принципом антропосоциентального соответствия, который означает совместимость личностно-поведенческих характеристик человека как члена данного общества и социальных характеристик этого общества. Данный принцип выражает единство культуры и социальности. Известны два основных способа достижения такой совместимости, выраженные в двух типах общества. В традиционалистком обществе характеристики человека должны соответствовать сложившимся социальным структурам, которые ограничивают или закрывают пространство для нарушающих традиции инициатив индивида (принцип закрытости). В либеральном (современном) обществе приоритет отдается свободам и ответственности людей, которые стремятся так изменить сложившиеся структуры, чтобы они соответствовали возросшим потребностям и способностям индивидов и их коллективов, открывали пространство для целерациональных инноваций (принцип открытости). В.А.Ядов считает, что трансформация как наиболее общее понятие не имеет “векторной нагрузки”(208). Тем не менее, применительно к современному состоянию российского общества не будет выглядеть преувеличением предположить, что такая нагрузка задается оформляющейся доминантой трансформации модернизацией. По проблемам модернизации имеется обширная литература [10,46,90,115, 116 и т.д.]. В настоящем исследовании нет ни возможности, ни необходимости освещать в деталях теории модернизации. Для задач, решаемых в данной работе, представляют интерес ряд основных положений этих теорий, рассмотренных применительно к эволюции морали в условиях реализации модернизационных проектов. В связи с проблематикой исследования рассмотрение проблем российской модернизации также ограничено социокультурным аспектом. Понятие модернизации используется в различных значениях. Тем не менее, П.Штомпка выделяет три основные значения этого понятия. 1. Как синоним всех прогрессивных социальных изменений, когда общество движется вперед 14 |