Народы Востока проходят путь цивилизационной самоидентификации в стремительно меняющемся мире. Поэтому в странах догоняющей модернизации появляется уникальная возможность сформировать новую общность, в основе которой лежат традиции и идеи индивидуальной свободы. Это может позволить преодолеть трагедию западного человека, смысл которой заключается углубляющейся бездуховности. В связи с ЭТИЛ! возрастает продуктивность идеи П.Бергера о необходимости модернизации в сфере экономики и технологий, но нецелесообразности осуществления модернизационных проектов в области культуры, искусств и особенно религии'. М.А.Нугаев и Р.М.Нугаев, основываясь на эмпирическом материале, относящемся к процессам модернизации общественной жизни Республики Татарстан, приводят дополнительные аргументы в пользу положения о необходимости сохранения традиций в постмодернизационной реальности. Например, отмечается, что процесс модернизации действительно ослабляет нормативный и легитимный компоненты традиций, но усиливает герменевтический и идентичностный, способст^я их распространению на более широкий контингент населения’. Россия относится к числу стран Восточной Европы, которые осуществляют догоняющую модернизацию. Главной особенностью российской модернизации является ее постсоветский характер. СССР провел «частичную модернизацию» (Д.Рюмейер), которая причудливо сочетала в себе элементы модернизма и архаики. Стране предстоит сменить форму дискредитировавшей модернизации. Основной недостаток прежней модели заключается в отсутствии самодеятельной, саморазвиваюшейся и ответственной личности. Высшей ценностью модернизации оказалось государство. Общественная собственность была призвана создать иллюзию могущества и защищенности граждан. Последствия такой политики ока209 ' Руткевич Е.Д. Питер Людвиг Бергер. // Современная американская социологая / Под ред. В.И.Добренького. М.: Изд-во М ГУ, 1994. с. 195. Нугаев М.А., Нугаев P.M. Концептуальные основы исследования татарстанской модели социально-экономического развития. Казань: ИСЭГШ AHT.1997.C.71-8I. |
Народы Востока проходят путь цивилизационной самоидентификации в стремительно меняющемся мире. Поэтому в странах догоняющей модернизации появляется уникальная возможность сформировать новую общность, в основе которой лежат традиции и идеи индивидуальной свободы. Это может позволить преодолеть трагедию западного человека, смысл которой заключается ь углубляющейся бездуховности. В связи с этим возрастает продуктивность идеи П.Бергера о необходимости модернизации в сфере экономики и технологий, но нецелесообразности осуществления модернизационных проектов в области культуры, искусств и особенно религии [157]. М.А.Нугаев и Р.М.Нугаев, основываясь на эмпирическом материале, относящемся к процессам модернизации общественной жизни Республики Татарстан, приводят дополнительные аргументы в пользу положения о необходимости сохранения традиций в постмодернизационной реальности. Например, отмечается, что процесс модернизации действительно ослабляет нормативный и легитимный компоненты традиций, но усиливает герменевтический и идентичностный, способствуя их распространению на более широкий контингент населения [133,с.7!-81]. Россия относится к числу стран Восточной Европы, которые осуществляют догоняющую модернизацию. Главной особенностью российской модернизации является ее постсоветский характер. СССР провел "частичную модернизацию" (Д.Рюмейер), которая причудливо сочетала в себе элементы модернизма и архаики. Стране предстоит сменить форму дискредитировавшей модернизации. Основной недостаток прежней модели заключается в отсутствии самодеятельной, саморазвивающейся и ответственной личности. Высшей ценностью модернизации оказалось государство. Общественная собственность была призвана создать иллюзию могущества и защищенности граждан. Последствия такой политики оказались неблагоприятными для общества и человека: массовое сознание не только дестабилизируется, но и расщепляется под воздействием противоречивых процессов модернизации, а человек |