зались неблагоприятными для общества и человека: массовое сознание не только дестабилизируется, но и расщепляется под воздействием противоречивых процессов модернизации, а человек обнаруживает неготовность адаптироваться к постсоветским условиям. Прежний человек распался, оставив современному в наследство качество двойника'. Постсоветский человек хочет пользоваться благами модернизации, использовать новейшую технологию, но по-прежнему остаться иждивенцем, который уповает на защиту и помощь государства. Конфликт коллективистических моральных ценностей, имеющих социалистическую природу, разрешается процессом рождения и развития свободной, ответственной и самостоятельной личности. Данный процесс значим не только для социальноэкономической, но и социокультурной модернизации российского общества. Модернизация это всегда воспроизводство ее субъектов. Переход к интенсивному типу производства охватывает все сферы человеческой жизни. Однако они имеют общую структуру. Каждый акт продвижения по этому пути включает в себя, по меньшей мере, три основных элемента. Во-первых, изменение личностной культуры, возрастание в ней потребности в личностной свободе, в расширении сферы индивидуальной ответственности. Во-вторых, должен быть достигнут прогресс в соответст^ющей организации социальных отношений с тем, чтобы уступить место, занимаемое общественной группой, бюрократическим государственным аппаратом для соответствующей деятельности человека. В-третьих, в обществе должна быть создана необходимость в новой функции личности, тогда как личность одновременно нуждается в таком обществе, которое обеспечило бы ей свободу для выполнения ее функций, предоставило условия и средства для нормальной деятельности. Выделенные аспекты продвижения к модернизационной динамической куль210 ' Сироткин Ю.Л. Личность как субъект социальной модернизации современного российского общества {региональный аспект): Автореф. канд. социол. наук. Казань. 2000. 18 с. |
Народы Востока проходят путь цивилизационной самоидентификации в стремительно меняющемся мире. Поэтому в странах догоняющей модернизации появляется уникальная возможность сформировать новую общность, в основе которой лежат традиции и идеи индивидуальной свободы. Это может позволить преодолеть трагедию западного человека, смысл которой заключается ь углубляющейся бездуховности. В связи с этим возрастает продуктивность идеи П.Бергера о необходимости модернизации в сфере экономики и технологий, но нецелесообразности осуществления модернизационных проектов в области культуры, искусств и особенно религии [157]. М.А.Нугаев и Р.М.Нугаев, основываясь на эмпирическом материале, относящемся к процессам модернизации общественной жизни Республики Татарстан, приводят дополнительные аргументы в пользу положения о необходимости сохранения традиций в постмодернизационной реальности. Например, отмечается, что процесс модернизации действительно ослабляет нормативный и легитимный компоненты традиций, но усиливает герменевтический и идентичностный, способствуя их распространению на более широкий контингент населения [133,с.7!-81]. Россия относится к числу стран Восточной Европы, которые осуществляют догоняющую модернизацию. Главной особенностью российской модернизации является ее постсоветский характер. СССР провел "частичную модернизацию" (Д.Рюмейер), которая причудливо сочетала в себе элементы модернизма и архаики. Стране предстоит сменить форму дискредитировавшей модернизации. Основной недостаток прежней модели заключается в отсутствии самодеятельной, саморазвивающейся и ответственной личности. Высшей ценностью модернизации оказалось государство. Общественная собственность была призвана создать иллюзию могущества и защищенности граждан. Последствия такой политики оказались неблагоприятными для общества и человека: массовое сознание не только дестабилизируется, но и расщепляется под воздействием противоречивых процессов модернизации, а человек обнаруживает неготовность адаптироваться к постсоветским условиям. Прежний человек распался, оставив современному в наследство качество двойника (163). В современной России качества человека двойника проявляются наиболее отчетливо. Постсоветский человек хочет пользоваться благами модернизации, использовать новейшую технологию, но по-прежнему остаться иждивенцем, который уповает на защиту и помощь государства. Конфликт коллективистических моральных ценностей, имеющих социалистическую природу, разрешается процессом рождения и развития свободной, ответственной и самостоятельной личности. Данный процесс значим не только для социально-экономической, но и социокультурной модернизации российского общества. Модернизация это всегда воспроизводство ее субъектов. Переход к интенсивному типу производства охватывает все сферы человеческой жизни. Однако, они имеют общую структуру. Каждый акт продвижения по этому пути включает в себя, по меньшей мере, три основных элемента. Во-первых, изменение личностной культуры, возрастание в ней потребности в личностной свободе, в расширении сферы индивидуальной ответственности. Во-вторых, должен быть достигнут прогресс в соответствующей организации социальных отношений с тем, чтобы уступить место, занимаемое общественной группой, бюрократическим государственным аппаратом для соответствующей деятельности человека. В-третьих, в обществе должна быть создана необходимость в новой функции личности, тогда как личность одновременно нуждается в таком обществе, которое обеспечило бы ей свободу для выполнения ее функций, предоставило условия и средства для нормальной деятельности. Выделенные аспекты продвижения к модернизационной динамической культуре и социальным отношениям могут обеспечить позитивный сдвиг в условиях и общественных отношениях людей. В результате окажется возможным изменение личности и ее типов[1 !5,с.71-72]. 18 |