Проверяемый текст
Гарифуллина, Резеда Саитовна; Нравственное воспитание подростков в детских творческих объединениях (Диссертация 2003)
[стр. 211]

туре и социальным отношениям могут обеспечить позитивный сдвиг в условиях и общественных отношениях людей.
В результате окажется возможным изменение личности и ее типов'.

Несмотря на неустойчивое положение, российское общество начало движение в сторону реализации модернизационных проектов.
Одним из показателей такого движения стала отчетливо проявляемая тенденция к индивидуализации, актуализируемая во всех областях социокультурной жизни.
Тем не менее, российская модернизация как комплексное и конфликтообразующее явление порождает к себе противоречивое отношение’ .

Применительно к данному исследованию значительный эвристический интерес представляет теория рефлексивной модернизации, когда субъекты или акторы модернизации получают возможность управлять или, по крайней мере, воздействовать на модернизационные процессы.
Под субъектами модернизации подразумеваются отдельные индивиды, хотя социальные группы также выступают в аналогичной роли.
Направление движения модернизируемых обществ: от традиционного через индустриальное (модерн) к постиндустриальному (рефлексивный модерн).
В данном случае обоснованно говорить не о социальном изменении, а о развитии, поскольку вектором изменений является процесс индивидуализации.
На втором переходе (от модерна к постмодерну) индивидуализация усиливается по сравнению с первым (от традиции к модерну).
Эта тенденция сохраняется в отношении рационализации общественных отношений, в частности, отмечается падение влияния на индивида социальных структур и нормативных образцов.
В то же время наблюдается увеличение влияния свободной деятельности акторов.
Современные реалии позволяют выделить, по меньшей мере, два фактора, действие которых ускоряет переход российского общества к
по211 ' Модернизация в России и конфликт ценностей.
М., 1993.
с.71-72.
Социокультурная модернизация применительно к российским и татарстанским условиям явилась предметом оостоятельного анализа.
См.: Нугаев М.А., Нугаев P.M.
Концептуальные основы исследования татарстанской модели социально-экономического развития.
Казань: ИСЭПН АНТЛ997.
с.
133.
[стр. 18]

обнаруживает неготовность адаптироваться к постсоветским условиям.
Прежний человек распался, оставив современному в наследство качество двойника (163).
В современной России качества человека двойника проявляются наиболее отчетливо.
Постсоветский человек хочет пользоваться благами модернизации, использовать новейшую технологию, но по-прежнему остаться иждивенцем, который уповает на защиту и помощь государства.
Конфликт коллективистических моральных ценностей, имеющих социалистическую природу, разрешается процессом рождения и развития свободной, ответственной и самостоятельной личности.
Данный процесс значим не только для социально-экономической, но и социокультурной модернизации российского общества.
Модернизация это всегда воспроизводство ее субъектов.
Переход к интенсивному типу производства охватывает все сферы человеческой жизни.
Однако, они имеют общую структуру.
Каждый акт продвижения по этому пути включает в себя, по меньшей мере, три основных элемента.
Во-первых, изменение личностной культуры, возрастание в ней потребности в личностной свободе, в расширении сферы индивидуальной ответственности.
Во-вторых, должен быть достигнут прогресс в соответствующей организации социальных отношений с тем, чтобы уступить место, занимаемое общественной группой, бюрократическим государственным аппаратом для соответствующей деятельности человека.
В-третьих, в обществе должна быть создана необходимость в новой функции личности, тогда как личность одновременно нуждается в таком обществе, которое обеспечило бы ей свободу для выполнения ее функций, предоставило условия и средства для нормальной деятельности.
Выделенные аспекты продвижения к модернизационной динамической культуре и социальным отношениям могут обеспечить позитивный сдвиг в условиях и общественных отношениях людей.
В результате окажется возможным изменение личности и ее типов[1
!5,с.71-72].
18

[стр.,19]

Несмотря на неустойчивое положение, российское общество начало движение в сторону реализации модернизационных проектов.
Одним из показателей такого движения стала отчетливо проявляемая тенденция к индивидуализации, актуализируемая во всех областях социокультурной ж изни.
Тем не менее, российская модернизация как комплексное и конфликтообразующее явление порождает к себе противоречивое отношение.

Социокультурная модернизация применительно к российским и татарстанским условиям явилась предметом
обстоятельного анализа [133].
Применительно к данному исследованию значительный эвристический интерес представляет теория рефлексивной модернизации, когда субъекты или акторы модернизации получают возможность управлять или, по крайней мере, воздействовать на модернизационные процессы.
Под субъектами модернизации подразумеваются отдельные индивиды, хотя социальные группы также выступают в аналогичной роли.
Направление движения модернизируемых обществ: от традиционного через индустриальное (модерн) к постиндустриальному (рефлексивный модерн).
В данном случае обоснованно говорить не о социальном изменении, а о развитии, поскольку вектором изменений является процесс индивидуализации.
На втором переходе (от модерна к постмодерну) индивидуализация усиливается по сравнению с первым (от традиции к модерну).
Эта тенденция сохраняется в отношении рационализации общественных отношений, в частности, отмечается падение влияния на индивида социальных структур и нормативных образцов.
В то же время наблюдается увеличение влияния свободной деятельности акторов.
Современные реалии позволяют выделить, по меньшей мере, два фактора, действие которых ускоряет переход российского общества к
постиндустриальной стадии развития.
Первый фактор предполагает существование в стране общества риска (М.Н.Нугаев, И.Т.Райманов).
Второй фактор зиждется на существовании в стране широкого образованного слоя (интеллигенции), деятельность которого основывается на четырех нормах 19

[Back]