И ведут борьбу за универсальность, однородность, монотонность и ясность'. Таким образом, постмодернизм — возможность: обратиться к актуальным традициям; в более широком контексте неоархаика’; воспроизводить известное и свободно сочетать уже созданные кем-то образьЕ и реальности, в том числе модели поведения; осуществлять творческую комбинацию разнородных поведенческих образцов и нравственных примеров, которая даёт неоЕтэаниченное число сочетаний; покончить с релятивизмом и возвратиться к органическим нравственным символам, трансформирующимся в новый универсальный Еюнтиниум; освоить «метафизическую этику», которая ориентирует сознание на усвоение игрового принципа, на предпочтение жизни, лишённой «героики буден», на дополнение рассудочной деятельности эмоционально нравственной составляющей; использовать воспитательный потенциал дискурсов как сценариев, в которых текст Ифает не единственную роль, а дополняется мимикой, жестами и предметами окружавшей среды; обеспечить единство сознания и поведения посредством перехода от текста к дискурсу (как к тексту, взятому в событийном аспекте)’ . Как видим, на месте устоявшихся альтернатив «или или» (плохой хороший) открывается множество жизнеспособных вариантов, заданных природой морали. Это «не потеря» нравственности, а сохранение органической обусловленности моральных детерминант. Совершенно очевидно, что постмодернизация это лгодернизацня на основе собственной культуры и традиционной идентичности, которая обеспечивает сохранение духовно-нравственных основ общества и предполагает соединение в морали ценностной рациональности и целерациональности. 216 ' Бауман 3. Социологическая теория постсовременности // КоЕгтексты современностиКазань: «Форт Диалог», 1995.-е. 63. ’ Чучин Русов А.Е. Новый культ^фный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? // Вопросы философии. 1999.№ 4.С. 24—41. ’ См. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический, ЭЕЩиклопедический словарь / Гл.ред. В.Н.Ярцева.-М.: Сов. энЕщклопедия, 1990.с.136-137. |
Таким образом, постмодернизм это не упадок, связанный с утратой нравственных ценностей (Саравьянов Д.В.). Это возможность: 1) обратиться к актуальным традициям; в более широком контексте неоархаика [201]; 2) воспроизводить известное и свободно сочетать уже созданные кем-то образы и реальности, в том числе модели поведения; 3) творческой комбинации разнородных поведенческих образцов и нравственных примеров, которая даёт неограниченное число сочетаний; 4) покончить с релятивизмом и возвратиться к органическим нравственным символам, трансформирующимся в новый универсальный континиум; 5) освоения "метафизической этики", которая ориентирует сознание на усвоение игрового принципа, на предпочтение жизни, лишённой "героики буден", на дополнение рассудочной деятельности эмоционально нравственной составляющей; 6) использования воспитательного потенциала дискурсов как сценариев, в которых текст играет не единственную роль, а дополняется мимикой, жестами и предметами окружавшей среды; 7) обеспечить единство сознания и поведения посредством перехода от текста к дискурсу (как к тексту, взятому в событийном аспекте)[см.подробнее: 13,с.136]. Как видим, на месте устоявшихся альтернатив "или или" (плохой хороший) открывается множество жизнеспособных вариантов, заданных природой морали. Это "не потеря" нравственности, а сохранение органической обусловленности моральных детерминант. Совершенно очевидно, что постмодернизация это модернизация на основе собственной культуры и традиционной идентичности, которая обеспечивает сохранение духовно-нравственных основ общества и предполагает соединение в морали ценностной рациональности и целерациональности. В современном российском обществе формируется пост модернистский новоцивилизованный менталитет. Он отличается от менталитетов пред24 целерациональный процесс создания социальных институтов и отношений, актуализации моральных ценностей и норм, которые способствуют усвоению инноваций на базе закрепленных традиций и предполагаю!; не затрагивающих базовых компонентов, изменение идентичности людей модернизирующегося общества, что приведет к формированию субъектов модернизации, которые своей деятельностью обеспечат переход общества к постмодерновой реальности. Таким образом, стратегической целью модернизации является постиндустриальное общество (постмодерновая реальность), а социокультурная модернизация предполагает актуализацию моральных ценностей и норм. Постиндустриальное общество обладает основными чертами постмодерновой ситуации. В исследовании показывается, что постмодернизмне упадок, который связывается с утратой нравственных ценностей, а попытка сохранить органическую обусловленность моральных детерминант. Постмодернизация это модернизация на основе собственной культуры и традиционной идентичности, которая обеспечивает сохранение духовнонравственных основ общества и предполагает соединение в морали ценностей рациональности и целерациональности. В современном российском обществе формируется постмодернистский новоцивилизованный менталитет. Появление нового социокультурного субъекта является результатом и свидетельством относительно успешного хода осуществляемой модернизации. Представляется, что таким субъектом окажется личность, освобожденная от обезличивающей "одномерности" (Г.Маркузе) развитого индустриального общества, стремящаяся к самореализации и самоутверждению на основе творчества. В перспективу российской социокультурной модернизации целесообразно внести культурно-нравственное измерение, которое придаст будущему позитивность и привлекательность. Это позволит ограничить распространение неоклассической парадигмы индивидуалистического рационализма и разумного эгоизма и вытеснить ее деонтологической парадигмой, которая |