В современном российском обществе формируется постмодернистский новоцивилизованный менталитет. Он отличается от менталитетов предшествующих культурно-исторических эпох, прежде всего тем, что на место антропоцентризма поставил нелинейно-фрагментарную включённость человека в контекст мироздания. Индивид Офаничивает, таким образом, свои функции как рационального субъекта. Целесообразно достичь такого состояния, чтобы одной из фундаментальных характеристик новой ментальности являлась мораль. Успешный ход модернизации и достижение её целей невозможны без нового социокультурного субъекта. Это личность, обладающая иными качествами. Они определяются не стремлением к накоплению материальных благ, а освобождением от обезличивающей «одномерности» (T.Mapiyje) развитого индустриального общества, самореализацией и самоутверждением в творчестве. «В постиндустриальном обществе на первый план выдвигается новый социальный тип личности человека, изменяется и сам характер общественных отношений. Этхуг тип личности можно определить как «богатую индивидуальность» — «многомерный человек». У него есть возможность вь7бора между работой по найму и собственным бюнесом, между различными способами самовыражения и матфиальным успехом. Соответственно человек может в большей степени свободно выбирать и строить по своему усмотрению отношения с другими людьми. Человек поистине становится хозяином своей судьбы сознательным субъектом общественного развития»'. Социальная трансформация российского общества сопровождается изменениями современного человека. Это относится, прежде всего, к жизненным ценностям и стратегиям. В настоящее время и с разной интенсивностью россиянами реализуются две противоположные по своему содержанию и результатам стратегии человечесгого выживания и регулирования отношений людей друг с другом’ . 217 ' Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М.: Информат., 1994. с. 89. , Трансформация социальной структуры и стратификация российского обшества. М.: РАН. И н-т социологии, 1996. с. 212. |
25 шествующих культурно-исторических эпох прежде всего тем, что на место антропоцентризма поставил нелинейно-фрагментарную включённость человека в контекст мироздания. Индивид ограничивает, таким образом, свои функции как рационального субъекта. Целесообразно достичь такого состояния, чтобы одной из фундаментальных характеристик новой ментальности являлась мораль. Успешный ход модернизации и достижение её целей невозможны без нового социокультурного субъекта. Это личность, обладающая иными качествами. Они определяются не стремлением к накоплению материальных благ, а освобождением от обезличивающей "одномерности" (Г.Маркузе) развитого индустриального общества, самореализацией и самоутверждением в творчестве. "В постиндустриальном обществе на первый план выдвигается новый социальный тип личности человека, изменяется и сам характер общественных отношений. Этот тип личности можно определить как "богатую индивидуальность" "многомерный человек". У него есть возможность выбора между работой по найму и собственным бизнесом, межпу различными способами самовыражения и материальным успехом. Соответственно человек может в большей степени свободно выбирать и строить по своему усмотрению отношения с другими людьми. Человек поистине становится хозяином своей судьбы, сознательным субъектом общественного развития" [116,с.89]. Социальная трансформация российского общества сопровождается изменениями современного человека. Это относится, прежде всего, к жизненным стратегиям. В настоящее время и с разной интенсивностью россиянами реализуются две противоположные по своему содержанию и результатам стратегии человеческого выживания и регулирования отношений людей друг с другом [181]. Первая стратегия (стратегия консенсиализма) стратегия конструктивного, контролируемого, предполагающего взаимопонимание, сознательно культивируемого людьми сотрудничества (социального партнёрства). Это стратегия социальной демократии, равной "социальной защищённости" всех членов общества и обеспечения его экологической безопасности. Стратегия |