оклассическую парадигму индивидуалистического рационализма и разумного эгоизма медленно вытесняет деонтологическая парадигма, которая строится на моменте сущностной связи Я и М ы, т.е. морального индивида и ответственного сообщества. Мораль является не только стороной личности, но и основной характеристикой любой социальной активности, в том числе и экономической. Исходный тезис А.Этциони — интернализация моральных ценностей имеет ключевое значение для развития человека и самоподдержки общества. Моральные ценности не расходятся с полезностью. Они становятся самоценными, когда усваиваются. Мораль превращает личность в богатую индивидуальность и способствует преодолению рационального индивидуализма. «Парадигма «Я и Мы» не утверждает, что люди просто интернализируют моральный кодекс своего общества и следуют ему, являясь при этом непроницаемыми для личного интереса или же что они допускают определение этого интереса лишь ценностями данного общества. Эта позиция заключается в том, что: индивиды находятся одновременно под влиянием двух основных совокупностей факторов полезности и моральных обязательств (хотя обе эти совокупности по-разному отражают факт социализации); наличествуют существенные различия в степени проявления каждой из этих совокупностей факторов при различных исторических и социальных условиях, равно как и внутри различных личностей при одних и тех же условиях. Тем самым изучение динамики сил, которые формируют обе разновидности факторов в сопряжении важное основание теории поведения, включая экономические поведение теории, которую можно назвать социоэкономической»'. При этом морально-регулятивный фактор выполняет в принятия решений социально важную функцию сдерживания. Гуманистическая направленность социоэкономики не подлежит сомнению. Тем не менее, весьма проблематично, что подобные идеи обретут последовательных стороннию)в в обществе, в том числе западном, где рыночная экономика приобрела необыкновенно высокий статус, а идео220 Там же, С.63. |
сущностной связи Я и Мы, т.е. морального индивида и ответственного сообщества. Мораль является не только стороной личности, но и основной характеристикой любой социальной активности, в том числе и экономической. Исходный тезис А.Этциони интернализация моральных ценностей имеет ключевое значение для развития человека и самоподдержки общества. Моральные ценности не расходятся с полезностью. Они становятся самоценными, когда усваиваются. Мораль превращает личность в богатую индивидуальность и способствует преодолению рационального индивидуализма. "Парадигма "Я и Мы" не утверждает, что люди просто интернализируют моральный кодекс своего общества иследуют ему, являясь при этом непроницаемыми для личного интереса или же что они допускают определение этого интереса лишь ценностями данного общества. Эта позиция заключается в том, что: I) индивиды находятся одновременно под влиянием двух основных совокупностей факторов полезности и моральных обязательств (хотя обе эти совокупности по-разному отражают факт социализации); 2) наличествуют существенные различия в степени проявления каждой из этих совокупностей факторов при различных исторических и социальных условиях, равно как и внутри различных личностей при одних и тех же условиях. Тем самым изучение динамики сил, которые формируют обе разновидности факторов в сопряжении важное основание теории поведения, включая экономическое поведение теории, которую можно назвать социоэкономической" [там же,с.63]. При этом морально-регулятивный фактор выполняет в принятии решений социально важную функцию сдерживания. Гуманистическая направленность социоэкономики не подлежит сомнению. Тем не менее, весьма проблематично, что подобные идеи обретут последовательных сторонников в обществе, в том числе западном, где рыночная экономика приобрела необыкновенно высокий статус, а идеология рынка вызывает восхищение и поклонение. Вместе тем, очевидно, что исходные положения социоэкономики не удастся игнорировать более или менее 28 |