В пространстве педагогики чрезвычайно важно определить приоритеты «правильного» общие контуры личностного развития, ибо потенциально содержание «идеи» человека безгранично, а сам он в практической плоскости своего бытия открыт для самых разных (в том числе и противоположных по социальному и культурному знаку) воплощений. 1.1. Этический идеал как критерий духовно-нравственного воспитания Смена педагогических парадигм определяется общими тенденциями и проблемами развития культуры. Воспитательные стратегии это мировоззренческий и инструментальный ответ социального института на проблемный вызов культуры'. В границах антропологической методологии в основе педагогических концепций и воспитательных практик лежит этический идеал, который формируется определенной культурой и ю)нцентрирует в себе ее представление о наиболее сущностных ценностных основаниях бытия и способах их воплощения. Этический идеал это ответ культуры на «вопрос» о том, что такое человек. Свои представления о человеке культурная эпоха воплощает в форме определенного «проекта», сущест^тощего в персонифицированном виде^. Образ личности концентрирует эти ценности, которые актуализируются кризисной ситуацией, а сама земная биография этого человека олицетворяет путь преодоления социальных проблем. Так, духовнонравственный образ Христа стал ответом на насущные проблемы того 25 ‘ В частности, вся вторая половина XX века это период все более энергичного вытеснения процессов научной дифференциации, специализации и экстенсивного развития интеграционной методологией. Эти тенденции поразному проявляют себя в естественных, технических и педагогических науках (и соответствующих сферах практической деятельности). ^Такой проект находит выражение в образе Бога, о чем очень точно сказал Бакунин: «Каков Бог, таково время и таков народ. Бог, который был и есть это человек, размышляющий о себе в своей наиболее чистой сущности, в своем идеале: это отражение человечества в воображаемых небесах. Каждая новая религия была одновременно проявлением силы и слабости, прогресса и отсталости. Расширяя свои представления об идеале и о самом себе посредством и в форме религии, совершенствуя своего бога, человечество доказывало свое могущество». Бакунин М.А. Избр. филос. соч. и письма. М., 1987. С.259. |
ценностных основаниях бытия и способах их воплощения'. Эти представления культурная эпоха воплощает в форме определенного «проекта», существующего в персонифицированном виде^ Личность, концентрирующая эти ценности, актуализируется кризисной ситуацией и в своей земной биографии олицетворяет путь ее преодоления. Так, духовно-нравственный образ Христа стал ответом на насущные проблемы своего времени и концентрированно выразил нравственный идеал, альтернативный тому, который сформировался в недрах языческой культуры. Личность, поставленная в центр эпохи Возрождения, соответствовала духу эпохи, которая требовала «титана земного самоутверждения» с его стихийным индивидуализмом, субъективизмом, антропоцентризмом. Личности Сергия Радонежского и Александра Невского также сформировались в контексте тех духовных, политических и государственных проблем, которые переживала Московская Русь. Идеал несет преимущественно моральный характер и представляет собой человеческое видение Абсолюта (его «отражение», глубина и ясность которого культурно обусловлены). Понятие «нравственный идеал» появилось в Х у т веке в трудах немецких философов (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг, И. Кант). Представление о моральном идеале разрабатывалось в основном в рамках аксиологии (В. Виндельбанд, М . Шелер), где идеал— этокачество «нормального сознания», которым должна измеряться ценность всякой эмпирической действительности. Носителем идеала являетсятрансцендентальный субъект (например «сознание вообще») как источник идеальных ценностей и норм. Он не обусловлен «естественной необходимостью», а выражает «необходимость долженствования» (В. Виндельбанд). Область идеального — это царство «последних» истин, идей и ценностей, которому открыт человек как духовное существо, свободное от витальной зависимости (именно в этом его кардинальное отличие от животного). Следовательно, Дух здесь предстает как нечто противоположное жизни, как способность к созерцанию вечных абсолютных ценнос' Этический идеал — это ответ культуры на вопрос о том, что такое человек. Наиболее остро человечество поставило данный вопрос во второй половине X X века, отягощенное трагическим опытом двух мировых войн. ^Такой проект находит выражение в образе Бога, о чем очень точно сказал М . Бакунин: «Каков Бог, таково время и таков народ. Бог, который был и есть, — это человек, размышляющий о себе в своей наиболее чистой сущности, в своем идеале: это отражение человечества в воображаемых небесах. Каждая новая религия была одновременно проявлением силы и слабости, прогресса и отсталости. Расширяя свои представления об идеале и о самом себе посредством и в форме религии, совершенствуя своего бога, человечество доказывало свое могущество» ( Б а к у н и н М . А. Избранные философские сочинения и письма. — М ., 1987.— С. 259). 17 и истины, внешнего мира и его переживания, сознания и сознаваемого, полнота единичного и всеобщего'. Перевод потенции в реальность, то есть обеспечение ее бытия, осуществляется различными социальными институтами, втом числе и образовательнойдеятельностью, которая призвана актуализировать существенные свойства личности, обусловленные ее внутренней сущностью^. При этом категория актуализации подчеркивает двойственный характер стоящего за ней феномена: с одной стороны, усилия субъекта педагогической деятельности по созданию определенных условий, сдругой— активность самой личности. Следовательно, формы проявления человеческих потенций всегда диалогичны, совместнодеятельны, взаимосозидательны, они выступают как со-бытие педагога и ученика. В связи сэтим чрезвычайно важно определить приоритеты личностного развития, ибо потенциально содержание «идеи» человека (его замысла) безгранично, а сам он в практической плоскости своего бытия открыт для разных (в том числе и противоположных по социальному икультурному знаку) воплощений. Как уже отмечалось, в основе педагогических концепций и воспитательных практик— этический идеал, формирующийся определенной культурой и концентрирующий в себе ее представление о ценностных основаниях бытия и способах их воплощения. В философско-антропологическом ракурсе он может рассматриваться как определенное сочетание трех компонентов феномена «человек»: духовного, социального и физического. В онтологическом плане эти компоненты предстают ввиде соответствующих групп качеств человека, формирующихся за счет освоения и преобразования элементов культуры, социума, природы. Культура в наиболее общем смысле представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческихсообществ, индивидуальное самоопределение личности. В культурологическом дискурсе социальная реальность определяется прежде всего через содержание, которым наполняются социальные формы (институциональные структуры, роли, нормативные представления, ценностные приоритеты). Различие между «культурным» и «индивидуальным» проводится врамках культурно-антропологического направления как различие между ка' См. определение данного понятия у С. Л. Франка (Ф р а н к С. Л. Реальность и человек; Метафизика человеческого бытия / Сост. А. А. Ермичева. — СПб.. 1997). Философский словарь / Ред. И. Т. Фролов. 6-е изд., перераб. и доп. — М ., 1991. — С. 386. 89 |