Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 25]

В пространстве педагогики чрезвычайно важно определить приоритеты «правильного» общие контуры личностного развития, ибо потенциально содержание «идеи» человека безгранично, а сам он в практической плоскости своего бытия открыт для самых разных (в том числе и противоположных по социальному и культурному знаку) воплощений.
1.1.
Этический идеал как критерий духовно-нравственного воспитания Смена педагогических парадигм определяется общими тенденциями и проблемами развития культуры.
Воспитательные стратегии это мировоззренческий и инструментальный ответ социального института на проблемный вызов культуры'.
В границах антропологической методологии в основе педагогических концепций и воспитательных практик лежит этический идеал, который формируется определенной культурой и ю)нцентрирует в себе ее представление о наиболее сущностных ценностных основаниях бытия и способах их воплощения.
Этический
идеал это ответ культуры на «вопрос» о том, что такое человек.
Свои представления о человеке культурная эпоха воплощает в форме определенного «проекта», сущест^тощего в персонифицированном виде^.
Образ личности концентрирует эти ценности, которые актуализируются кризисной ситуацией, а сама земная биография этого человека олицетворяет путь преодоления социальных проблем.
Так, духовнонравственный образ Христа стал ответом на насущные проблемы
того 25 ‘ В частности, вся вторая половина XX века это период все более энергичного вытеснения процессов научной дифференциации, специализации и экстенсивного развития интеграционной методологией.
Эти тенденции поразному проявляют себя в естественных, технических и педагогических науках (и соответствующих сферах практической деятельности).
^Такой проект находит выражение в образе Бога, о чем очень точно сказал
Бакунин: «Каков Бог, таково время и таков народ.
Бог, который был и есть это человек, размышляющий о себе в своей наиболее чистой сущности, в своем идеале: это отражение человечества в воображаемых небесах.
Каждая новая религия была одновременно проявлением силы и слабости, прогресса и отсталости.
Расширяя свои представления об идеале и о самом себе посредством и в форме религии, совершенствуя своего бога, человечество доказывало свое могущество».
Бакунин М.А.
Избр.
филос.
соч.
и
письма.
М., 1987.
С.259.
[стр. 17]

ценностных основаниях бытия и способах их воплощения'.
Эти
представления культурная эпоха воплощает в форме определенного «проекта», существующего в персонифицированном виде^ Личность, концентрирующая эти ценности, актуализируется кризисной ситуацией и в своей земной биографии олицетворяет путь ее преодоления.
Так, духовно-нравственный образ Христа стал ответом на насущные проблемы
своего времени и концентрированно выразил нравственный идеал, альтернативный тому, который сформировался в недрах языческой культуры.
Личность, поставленная в центр эпохи Возрождения, соответствовала духу эпохи, которая требовала «титана земного самоутверждения» с его стихийным индивидуализмом, субъективизмом, антропоцентризмом.
Личности Сергия Радонежского и Александра Невского также сформировались в контексте тех духовных, политических и государственных проблем, которые переживала Московская Русь.
Идеал несет преимущественно моральный характер и представляет собой человеческое видение Абсолюта (его «отражение», глубина и ясность которого культурно обусловлены).
Понятие «нравственный идеал» появилось в Х у т веке в трудах немецких философов (Ф.
Шиллер, Ф.
Шеллинг, И.
Кант).
Представление о моральном идеале разрабатывалось в основном в рамках аксиологии (В.
Виндельбанд, М .
Шелер), где идеал— этокачество «нормального сознания», которым должна измеряться ценность всякой эмпирической действительности.
Носителем идеала являетсятрансцендентальный субъект (например «сознание вообще») как источник идеальных ценностей и норм.
Он не обусловлен «естественной необходимостью», а выражает «необходимость долженствования» (В.
Виндельбанд).
Область идеального — это царство «последних» истин, идей и ценностей, которому открыт человек как духовное существо, свободное от витальной зависимости (именно в этом его кардинальное отличие от животного).
Следовательно, Дух здесь предстает как нечто противоположное жизни, как способность к созерцанию вечных абсолютных ценнос' Этический идеал — это ответ культуры на вопрос о том, что такое человек.
Наиболее остро человечество поставило данный вопрос во второй половине X X века, отягощенное трагическим опытом двух мировых войн.
^Такой проект находит выражение в образе Бога, о чем очень точно сказал
М .
Бакунин: «Каков Бог, таково время и таков народ.
Бог, который был и есть, — это человек, размышляющий о себе в своей наиболее чистой сущности, в своем идеале: это отражение человечества в воображаемых небесах.
Каждая новая религия была одновременно проявлением силы и слабости, прогресса и отсталости.
Расширяя свои представления об идеале и о самом себе посредством и в форме религии, совершенствуя своего бога, человечество доказывало свое могущество» ( Б а к у н и н М .
А.
Избранные философские сочинения
и письма.
— М ., 1987.— С.
259).
17

[стр.,89]

и истины, внешнего мира и его переживания, сознания и сознаваемого, полнота единичного и всеобщего'.
Перевод потенции в реальность, то есть обеспечение ее бытия, осуществляется различными социальными институтами, втом числе и образовательнойдеятельностью, которая призвана актуализировать существенные свойства личности, обусловленные ее внутренней сущностью^.
При этом категория актуализации подчеркивает двойственный характер стоящего за ней феномена: с одной стороны, усилия субъекта педагогической деятельности по созданию определенных условий, сдругой— активность самой личности.
Следовательно, формы проявления человеческих потенций всегда диалогичны, совместнодеятельны, взаимосозидательны, они выступают как со-бытие педагога и ученика.
В связи сэтим чрезвычайно важно определить приоритеты личностного развития, ибо потенциально содержание «идеи» человека (его замысла) безгранично, а сам он в практической плоскости своего бытия открыт для разных (в том числе и противоположных по социальному икультурному знаку) воплощений.
Как уже отмечалось, в основе педагогических концепций и воспитательных практик— этический идеал, формирующийся определенной культурой и концентрирующий в себе ее представление о ценностных основаниях бытия и способах их воплощения.
В философско-антропологическом ракурсе он может рассматриваться как определенное сочетание трех компонентов феномена «человек»: духовного, социального и физического.
В онтологическом плане эти компоненты предстают ввиде соответствующих групп качеств человека, формирующихся за счет освоения и преобразования элементов культуры, социума, природы.
Культура в наиболее общем смысле представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческихсообществ, индивидуальное самоопределение личности.
В культурологическом дискурсе социальная реальность определяется прежде всего через содержание, которым наполняются социальные формы (институциональные структуры, роли, нормативные представления, ценностные приоритеты).
Различие между «культурным» и «индивидуальным» проводится врамках культурно-антропологического направления как различие между ка' См.
определение данного понятия у С.
Л.
Франка (Ф р а н к С.
Л.
Реальность и человек; Метафизика человеческого бытия / Сост.
А.
А.
Ермичева.
— СПб..
1997).
Философский словарь / Ред.
И.
Т.
Фролов.
6-е изд., перераб.
и доп.
— М ., 1991.
— С.
386.
89

[Back]