Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 255]

Проблемы формирования личности в рамках воспитательного процесса решались путем обоснования значимости субъективных фаюгоров в развитии социальных черт личности, раскрытия механизмов и возможностей целенаправленного руководства этим процессом.
Педагогические аспекты социализации в контексте образовательного процесса представлены в работах педагогов-новаторов (Ш
.А.Амонашвили, В.В.Давыдова, С.Н.Лысенковой, В.А.Сухомлинского, В.Ф.Шаталова и др.).
Все эти исследования можно считать той теоретической и эмпирической базой, которая позволяет системно рассмотреть процесс социальной интеграции и индивидуализации как форму проявления диалектического единства социально-общего и индивидуально-особенного, исследовать его деятельностную природу, социально-культурные механизмы, изучить возможности культуры как определяющего фактора становления духовного мира личности.
Наибольший интерес в рамках тематики данной работы представляют труды, раскрывающие закономерности личностного становления в контексте культуры и человеческой деятельности.
Интенсивность, динамика, качество профессионального и личностного развития молодого человека во многом определяются мерой ее активности.

В этой связи особый смысл приобретает категория «деятельность» как гносеологический, так и праксеологический.
Гносеологическое значение этой категории состоит в том, что она позволяет проанализировать динамику личностного становления как процесс самопроизводства человека, в котором он самостоятельно разрешает и преодолевает противоречия индивидуального и социального бытия.
Принцип деятельности позволяет преодолеть взгляд на личность как
пассивный объект манипулирования, качества которого однозначно заданы внешними требованиями и являются прямым результатом воздействия извне (среды, идеологии, воспитательных институтов и т.д.)'.
255 ' Протитвоположная парадигма получила оформление в рамках так называемой адаптивной методологии, которая развитие личности трактует чисто механистически как расширение объема знаний, количественное наращивание опыта, адаптация индивида к внешним условиям среды.
Отсюда формиро
[стр. 134]

клонений посвящены труды Э.
Дюркгейма, Г.
Тарда, 3.
Фрейда, Э.
Фромма, А.
Подгурецкого, работы отечественных ученых М .
Гернета, Я.
Гилинского, К.
Игошева, И.
Карпеца, В.
Кудрявцева, Г.
Миньковского, А.
Пионтковского, Д.
Шестакова, А.
Яковлева.
Социологические, психологические и социально-психологические исследования позволили выявить закономерности усвоения ющивидами социального опыта, обусловленные возрастными этапами жизнедеятельности*.
Проблемы формирования личности врамках воспитательного процесса решались
через обоснова^гае значимости субъективных факторов вразвитии социальных черт личности, раскрытие механизмов и возможностей целенаправленного руководства этим процессом.
Педагогические аспекты социализации в контексте образовательного процесса представлены в работах педагогов-новаторов (Ш.

Амонашвили, В.
Давыдова, С.
Лысенковой, В.
Сухомлинского, В.
Шаталова и др.).
Социально-профилактические аспекты работы в молодежной и подростковой среде исследуются в трудах Ш.
Амонашвили, С.
Беличевой, К.
Вейнтцеля, Я.
Коломинского, А.
Кочетова, Т.
Конниковой, А.
Макаренко, В.
Сухомлинского, А, Сукало, С.
Шацкого и других авторов.
Все эти исследования можно считать теоретической и эмпирической базой, которая позволяет системно рассмотреть процесс социальной интеграции и индивидуализации как формупроявлениядиалектического единства социально-общего и индивидуально-особенного, исследовать его деятельностную природу, социально-культурные механизмы, изучить возможности культуры как определяющего фактора становления духовного мира личности.
Наибольший интерес врамках тематики данной работы представляют труды, раскрывающие закономерности личностного становления в контексте культуры и человеческой деятельности.
Интенсивность, динамика, качество профессионального и личностного развития молодого человека во многом определяются мерой ееактивности.

Поэтому особый смысл приобретает категория «деятельность» — гносеологический и праксеологический ее аспекты.
Гносеологическое значение этой категории состоит в том, что она позволяет проанализировать динамику личностного становления как процесс самопроизводства человека, в котором он самостоятельно разрешает и преодолевает противоречия индивидуального и социального бытия.
Принцип деятельностипозволяет преодолеть взгляд на личность как
на пассивный объект манипулирования, качества которого ’ К.
Абульханова-Славская, Г.
Андреева, Н, Андреенкова, Л, Анциферова, Т.
Артемьева, М .
Бобнева, А.
Бодалев, Л.
Божович, П.
Гальперин, Е.
Головаха, И.
Кон, Ю.
Левада, В.
Мерлин, В, Оссовский, А.
Петровский, М .
Титма, В.
Черноволенко, Е.
Шорохова, В.
Шубкин, Д.
Эльконин и др.
134

[стр.,135]

однозначно заданы внешними требованиями и являются результатом воздействия извне (среды, идеологии, воспитательных институтов и т.
д.)'.

Принцип деятельности позволяет обнаружить двоякий результат социальной интеграции и социализации молодежи: преобразование внешней реальности и самой личности.
Деятельность одновременно является средством вхождения в социум, культуру и способом самореализации субъекта.
С одной стороны, среда постоянно ставит субъекта в неоднозначные обстоятельства, поэтому он вынужден искать индивидуальные способы решения возникающих проблем, распредмечивая внутренние потенциалы и максимально используя личностные ресурсы.
С другой— сама деятельность формирует тип личности, который наилучшим образом отвечает объективным требованиям среды.
Одним из основных видовдеятельности, вкотором максимально интенсивно проявляетсядиалектика социальной интеграции и индивидуализации, является общение.
Общение выступает средством, обеспечивающим единствоиндивида ссоциумом (коллективом, обществом), а впроцессе взаимодействия сдругими людьми человек осознает свою индивидуальность— в актах самоутверждения и признания.
Через отношение к другим и отношениедругих к индивиду он объективирует и осознаетсвоюсубъективность.
В условияхсоциального окружения более интенсивно проявляются и формируются способности личности, в акте коммуникации полнее раскрьгааются психические качества, внутренний мир личности, обнаруживаются новые смыслы предметов культуры, опосредующих общение.
Деятельностный подход нашел свое выражение в концепции культуры как творения человека и вконцепции человека как творца культуры’.
Деятельностный подход позволяет: — всесторонне рассмотретьдиалектику социальной интеграции и индивидуализации молодежи, представив этот процесс как взаимодействие, с одной стороны, объективных, внешних факторов «социальной среды», «социального окружения», которые позволяют индивиду получить извне недостающую ему социальность; с другой — как активность личности, в результате которой оптимизируются отношения и противоречия всистеме ' Противоположная парадигма получила оформление в рамках так называемой адаптивной методологии, которая трактует развитие личности механистически — как расширение объема знаний, количественное наращивание опыта, адаптацию индивида к внешним условиям среды.
Поэтому формирование личности понимается только как бесконечно растянутый во времени и не имеющий самостоятельной ценности процесс подготовки к жизни.
’ Здесь следует назвать такие имена, как Ю.
Давыдов, Ю.
Жданов, Е.
Злобин, В.
Иванов, М .
Каган, Л.
Коган, Э.
Маркарян, В.
Межуев, Э.
Соколов, 3.
Файнбург, В.
Шинкарук и др.
135

[Back]