Принцип деятельности позволяет обнаружить двоякий результат социальной интефации и социализации молодежи: преобразование внешней реальности и самой личности. Деятельность одновременно является средством вхождения в социум, культуру и способом самореализации субъекта. С одной стороны, среда постоянно ставит субъекта в неоднозначные обстоятельства, поэтому он вынужден искать индивидуальные способы решения возникающих проблем, распредмечивая внутренние потенциалы и максимально используя личностные ресурсы. С другой сама деятельность формирует тот тип личности, который наилучшим образом отвечает объективным фебованиям среды. Одним из ведущих видов социально-культурной деятельности, в котором максимально интенсивно проявляется диалектика социальной интефации и ивдивидуализации, является общение. Общение выступает средством, обеспечивающим, с одной стороны, единство индивида с социумом (коллективом, обществом), с другой, в процессе взаимодействия с другими людьми человек осознает свою индивидуальность в актах самоутверждения и признания. Через отношение к другим и отношение других к индивиду он объективирует и осознает свою субъективность. В условиях социального окружения более интенсивно проявляются и формируются способности личности, в акте коммуникации полнее раскрываются психические качества, внуфенний мир личности, обнаруживаются новые смыслы предметов культуры, опосредующих общение. Деятельностный подход нашел свое выражение, с одной стороны, в концепции культуры как творения человека, с другой в концепции человека как творца культуры'. В рамках данной методологии можно всесторонне рассмотреть диалектику социальной интефации и индивидуализации молодежи, представив этот процесс как взаимодействие, с одной стороны, объективных, внешних факторов “ социальной среды” , ’’социально256 вание личности понимается только как бесконечно растянутый во времени и не имеющий самостоятельной ценности процесс подготовки к жизни. ' Здесь следует назвать такие имена как Ю.Н.Давыдов, Ю.А.Жданов, Е.С.Злобин, В.П.Иванов, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, Э.В.Соколов, З.И.Файнбург, В.И.Шинкарук и др. |
однозначно заданы внешними требованиями и являются результатом воздействия извне (среды, идеологии, воспитательных институтов и т. д.)'. Принцип деятельности позволяет обнаружить двоякий результат социальной интеграции и социализации молодежи: преобразование внешней реальности и самой личности. Деятельность одновременно является средством вхождения в социум, культуру и способом самореализации субъекта. С одной стороны, среда постоянно ставит субъекта в неоднозначные обстоятельства, поэтому он вынужден искать индивидуальные способы решения возникающих проблем, распредмечивая внутренние потенциалы и максимально используя личностные ресурсы. С другой— сама деятельность формирует тип личности, который наилучшим образом отвечает объективным требованиям среды. Одним из основных видовдеятельности, вкотором максимально интенсивно проявляетсядиалектика социальной интеграции и индивидуализации, является общение. Общение выступает средством, обеспечивающим единствоиндивида ссоциумом (коллективом, обществом), а впроцессе взаимодействия сдругими людьми человек осознает свою индивидуальность— в актах самоутверждения и признания. Через отношение к другим и отношениедругих к индивиду он объективирует и осознаетсвоюсубъективность. В условияхсоциального окружения более интенсивно проявляются и формируются способности личности, в акте коммуникации полнее раскрьгааются психические качества, внутренний мир личности, обнаруживаются новые смыслы предметов культуры, опосредующих общение. Деятельностный подход нашел свое выражение в концепции культуры как творения человека и вконцепции человека как творца культуры’. Деятельностный подход позволяет: — всесторонне рассмотретьдиалектику социальной интеграции и индивидуализации молодежи, представив этот процесс как взаимодействие, с одной стороны, объективных, внешних факторов «социальной среды», «социального окружения», которые позволяют индивиду получить извне недостающую ему социальность; с другой — как активность личности, в результате которой оптимизируются отношения и противоречия всистеме ' Противоположная парадигма получила оформление в рамках так называемой адаптивной методологии, которая трактует развитие личности механистически — как расширение объема знаний, количественное наращивание опыта, адаптацию индивида к внешним условиям среды. Поэтому формирование личности понимается только как бесконечно растянутый во времени и не имеющий самостоятельной ценности процесс подготовки к жизни. ’ Здесь следует назвать такие имена, как Ю. Давыдов, Ю. Жданов, Е. Злобин, В. Иванов, М . Каган, Л. Коган, Э. Маркарян, В. Межуев, Э. Соколов, 3. Файнбург, В. Шинкарук и др. 135 |