времени и концентрированно выразил нравственный идеал, альтернативный тому, который сформировался в недрах языческой культуры. Личность эпохи Возрождения соответствовала духу и проблемам того времени, которое призывало тип «титана» с его индивидуализмом и субъективизмом. Личности православных святых в отечественной истории также формировались в контексте тех духовных, политических и государственных проблем, которые переживала Московская Русь. Природа идеала духовная, он представляет собой человеческое видение Абсолюта, его «отражение», при этом характер самого идеала которого задается культурой. Специфика нравственной идеализации заключается в умении абстрагировать добро, отделяя его от зла, и создавать на основе этого представление об идеальном, совершенном мире, где царствует добро и отсутствует зло, и к которому причастен субъект морали. Это проецированное человеком идеальное царство добра (мир должного) с необходимостью противопоставляется эмпирической действительности (миру сущего). Для морального идеала характерен жесткий этический дуализм, т.е. антагонизм добра и зла; для него также характерно доминирование нравственного сознания над моральной практикой. В структуре конкретно-исторического нравственного идеала можно выделить следующие универсальные (общие для всех культур) элементы: конечной целью морального идеала всегда является достижение соверешенно-доброго мира, обладающего свойством бессмертия (вечной жизни) и противостоящего порочному эмпирическому миру; главным средством достижения этого мира (вечного блаженного состояния) является жертвенность субъекта морали, вся жизнь которого посвящается служению Идее Добра; нравственно-совершенная личность выступает в качестве посредника между совершенным миром и порочной действительностью, она является нормативным образцом и эталоном поведения. Нравственный идеал является стержнем духовная культуры важнейшей составляющей общей культуры человечества, наряду с культурой физической и материальной. Если под материальной культурой понимается предметно-физический мир культуры (средства труда, жилище, оде26 |
ценностных основаниях бытия и способах их воплощения'. Эти представления культурная эпоха воплощает в форме определенного «проекта», существующего в персонифицированном виде^ Личность, концентрирующая эти ценности, актуализируется кризисной ситуацией и в своей земной биографии олицетворяет путь ее преодоления. Так, духовно-нравственный образ Христа стал ответом на насущные проблемы своего времени и концентрированно выразил нравственный идеал, альтернативный тому, который сформировался в недрах языческой культуры. Личность, поставленная в центр эпохи Возрождения, соответствовала духу эпохи, которая требовала «титана земного самоутверждения» с его стихийным индивидуализмом, субъективизмом, антропоцентризмом. Личности Сергия Радонежского и Александра Невского также сформировались в контексте тех духовных, политических и государственных проблем, которые переживала Московская Русь. Идеал несет преимущественно моральный характер и представляет собой человеческое видение Абсолюта (его «отражение», глубина и ясность которого культурно обусловлены). Понятие «нравственный идеал» появилось в Х у т веке в трудах немецких философов (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг, И. Кант). Представление о моральном идеале разрабатывалось в основном в рамках аксиологии (В. Виндельбанд, М . Шелер), где идеал— этокачество «нормального сознания», которым должна измеряться ценность всякой эмпирической действительности. Носителем идеала являетсятрансцендентальный субъект (например «сознание вообще») как источник идеальных ценностей и норм. Он не обусловлен «естественной необходимостью», а выражает «необходимость долженствования» (В. Виндельбанд). Область идеального — это царство «последних» истин, идей и ценностей, которому открыт человек как духовное существо, свободное от витальной зависимости (именно в этом его кардинальное отличие от животного). Следовательно, Дух здесь предстает как нечто противоположное жизни, как способность к созерцанию вечных абсолютных ценнос' Этический идеал — это ответ культуры на вопрос о том, что такое человек. Наиболее остро человечество поставило данный вопрос во второй половине X X века, отягощенное трагическим опытом двух мировых войн. ^Такой проект находит выражение в образе Бога, о чем очень точно сказал М . Бакунин: «Каков Бог, таково время и таков народ. Бог, который был и есть, — это человек, размышляющий о себе в своей наиболее чистой сущности, в своем идеале: это отражение человечества в воображаемых небесах. Каждая новая религия была одновременно проявлением силы и слабости, прогресса и отсталости. Расширяя свои представления об идеале и о самом себе посредством и в форме религии, совершенствуя своего бога, человечество доказывало свое могущество» ( Б а к у н и н М . А. Избранные философские сочинения и письма. — М ., 1987.— С. 259). 17 |