Проверяемый текст
Гарифуллина, Резеда Саитовна; Нравственное воспитание подростков в детских творческих объединениях (Диссертация 2003)
[стр. 266]

воение людьми в сфере досуга духовно-культурных ценностей, как деятельность, гармонизирующая изменяющиеся структуры личности и её развитие в целом.
К перечисленным компонентам целесообразно добавить образовательно-воспитательную (в более широком контексте социализирующую) функцию
учреждений досуга, причём содержательно разнообразную, а потому и эффективную.
Социально-культурная деятельность имеет ряд педагогических преимуществ.
Во-первых, это смена среды деятельности и одновременно смена ролевого статуса.
Во-вторых, это свободная деятельность по интересам.

Поэтому сфера досуга, свободного выбора предмета и способов деятельности оказывается педагогически предпочтительной перед семьёй, школой, трудовым коллективом, где свобода выбора ограничена волей родителей, школьной программой, специализацией трудового коллектива.
«В сфере досуга мы имеем шанс формирования неодномерной личности»'.

В-третьих, эта деятельность становится самодеятельностью, участие в которой формирует социальную активность, способствует самоорганизации и включённости механизмов самоуправления.
В-четвёртых, эта деятельность является фактором, позволяющим воздействовать на поведение личности и управлять им.
В-пятых, эта деятельность организует то пространство, которое гармонизирует личность и её отношения.
Смена среды общения и свобода выбора видов деятельности серьёзно способствуют гармонизации развития личности.
В контексте постсовременности содержание
культурно-досуговой деятельности определяется возможностью способствовать созданию моральной основы и наюплению «человеческого» капитала.
Приоритетной функцией социально-культурной деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды.
Ее социальная функция предполагает усилия по социализации личности посредством создания отношений опосредованных культурными компонентами.
В рамках этой функции реализуется воспитательная функция
социально-культурной деятельности.
Её содержание составляет форми266 ' Т а м ж е .
с.
18.
[стр. 62]

Досуговая сфера предоставляет человеку максимум возможностей свободного выбора любого вида деятельности, либо досугового общения.
"Богатые познавательно-развивающие возможности досуга, приобщения к духовным ценностям заложены в осуществлении преемственности различных культур, реализации нравственно-эстетических норм культуры в разнообразных видах досуговой деятельности, формах общения и поведения" [там же,с.8].
В процессе КДД происходит развитие и саморазвитие личности.
Досуг образует социокультурное пространство, которое имеет собственное содержание и призвано решать образовательно-воспитательные задачи.
Культурно-досуговая деятельность является частью образовательновоспитательного пространства.
Создание культурно организованной среды является элементом социальной политики и социально-педагогической работы.
Культурно-досуговую деятельность целесообразно рассматривать в контексте трансформационных усилий современного российского общества.
"КДД, справедливо обобщает Н.Ф.Максютин,есть социальная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовнокультурных ценностей, их активное творческое усвоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонически развитой, творчески активной личности"[107,с.21].
Автор обращает внимание на три компонента содержательно определяющих дефиницию КДД.
I) КДД это одна из специализированных подсистем духовно-культурной жизни общества.
2) Данная подсистема объединяет социальные институты, которые обеспечивают распространение и творческое усвоение людьми в сфере досуга духовно-культурных ценностей.
3) Целью КДД является гармонизация изменяющихся структур личности и её развитие в творчестве.
К перечисленным компонентам целесообразно добавить образовательновоспитательную (в более широком контексте социализирующую) функцию
62

[стр.,63]

учреждений досуга, причём содержательно разнообразную, а потому и эффективную.
КДД имеет ряд преимуществ перед организацией воспитательной работы в образовательно-воспитательных учреждениях школьного типа [108,с.17-19].
Во-первых, это смена среды деятельности и одновременно смена ролевого статуса.
Во-вторых, это свободная деятельность по интересам.

"Тут сфера досуга, свободного выбора предмета и способов деятельности оказывается педагогически предпочтительной перед семьёй, школой, трудовым коллективом, где свобода выбора ограничена волей родителей, школьной программой, специализацией трудового коллектива.
В сфере досуга мы имеем шанс формирования неодномерной личности"
[там же,с.18].
В-третьих, эта деятельность становится самодеятельностью, участие в которой формирует социальную активность, способствует самоорганизации и включённости механизмов самоуправления.
В четвёртых, эта деятельность является фактором, позволяющим воздействовать на поведение личности и управлять им.
В пятых, эта деятельность организует то пространство, которое гармонизирует личность и её отношения.
Смена среды общения и свобода выбора видов деятельности серьёзно способствуют гармонизации развития личности.
В контексте постсовременности содержание
КДД определяется возможностью способствовать созданию моральной основы накопления человеческого капитала.
Процесс функционирования КДД принято представлять в качестве взаимодействия социализации и индивидуализации [97,с.77].
Диалектика социализации и индивидуализации личности применительно к её развитию в образовательно-воспитательном пространстве представлена достаточно определённо [198].
Применительно к данному исследованию целесообразно учитывать по меньшей мере три обстоятельства.
I) В содержании социализации выделяется процесс присвоения социальных (моральных) норм, правил поведения, ценностей и приобщения к идеалам.
Регулирование данного аспекта социализации средствами учебно-воспитательной 63

[стр.,65]

способностью развивать свою индивидуальность и успешно адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.
Исходя из сказанного, одной из организационных основ воспитательной работы являются рассмотренные представления о процессе воспитания личности, который учитывает диалектическое соотношение социализации и индивидуализации.
Такая основа необходима потому, что "культурно-досуговая деятельность это коллективный и индивидуальный способ жизнедеятельности людей" [97,с.77].
Приоритетной функцией КДД является создание культурной пространственно-временной развивающей среды.
Социальная функция КДД предполагает усилия по социализации личности посредством создания отношений опосредованных культурными компонентами.
В рамках этой функции реализуется воспитательная функция
КДД.
Её содержание составляет формирующий потенциал культуры.
Эффективность данной функции обеспечивается тем, что её осуществление происходит на фоне разрядки напряжения, т.е.
создания условий для проведения отдыха и развлечения людей.
КДД имеет ценностно-ориентированную, практическипреобразующую, творческую направленность и непрерывный характер, что объединяет её с воспитательной деятельностью.
Таким образом, КДД непосредственно соприкасается с духовной и нравственной сферами личности.
Поэтому представляется необходимым широкое использование воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности, так как она позволяет моделировать воспитательный процесс и способствует его оптимизации.
Внешкольная воспитательная работа организуется в социальной среде, которая является своеобразным показателем интериоризации человеком культуры.
Частью социальной среды является воспитательная среда.
"Воспитательная среда понимается как часть социальной среды, которая формируется в обществе на всех её уровнях с целью воздействия на подрастающее поколение" [158,с.12].
65

[Back]