Проверяемый текст
Гарифуллина, Резеда Саитовна; Нравственное воспитание подростков в детских творческих объединениях (Диссертация 2003)
[стр. 268]

говых учреждений, в том числе и в плане нравственного развития личности.
Таким образом, процесс функционирования социально-культурной деятельности принято представлять в качестве взаимодействия социализации и индивидуализации'.
В содержании социализации выделяется процесс присвоения социальных (моральных) норм, правил поведения, ценностей и приобщения к идеалам.
Регулирование данного аспекта социализации
повышает формирующие возможности социальной среды и способствует индивидуализации социально-педагогических воздействий.
В процессе социализации личностью осваиваются социальные
нормы и ценности, происходит её интеграция в социальную среду и осуществляется превращение социального в индивидуальное.
Социализация становится универсальным средством адаптации индивида к изменяющимся условиям общественной среды.

Другой стороной является индивидуализация, в процессе которой личность приобретает качественную определенность и неповторимое своеобразие.
Уникальность личности проявляется в возможности реализовать творческие способности в различных видах деятельности.
В социальном плане творческие возможности человека реализуются в нормотворчестве.
Единство выделенных сторон обеспечивает целостность личности.

Социально-педагогический механизм формирования личности
осуществляется в форме поэтапного разрешения противоречий социализации и субъективации, индивидуализации и объективации.
Социализация направляет субъективацию личности и обусловливает её содержание.
Во взаимодействии индивидуализации и объективации индивидуализация выступает как процесс внутренней переработки (интериоризации), усвоения
ютмпонентов социализации (знания, опыт и т.д.) и превращения их во внутренние (объективирутощие) феномены.
Индивидуализация определяет объективацию личности и придаёт ей неповторимость.

Взаимопересе268 В ' Культурно-досуговая деятельность / Под науч.ред.
А.Д.Жаркова и М .Чижова.-М.-.МГУК, 1998.-с.77.
[стр. 63]

учреждений досуга, причём содержательно разнообразную, а потому и эффективную.
КДД имеет ряд преимуществ перед организацией воспитательной работы в образовательно-воспитательных учреждениях школьного типа [108,с.17-19].
Во-первых, это смена среды деятельности и одновременно смена ролевого статуса.
Во-вторых, это свободная деятельность по интересам.
"Тут сфера досуга, свободного выбора предмета и способов деятельности оказывается педагогически предпочтительной перед семьёй, школой, трудовым коллективом, где свобода выбора ограничена волей родителей, школьной программой, специализацией трудового коллектива.
В сфере досуга мы имеем шанс формирования неодномерной личности" [там же,с.18].
В-третьих, эта деятельность становится самодеятельностью, участие в которой формирует социальную активность, способствует самоорганизации и включённости механизмов самоуправления.
В четвёртых, эта деятельность является фактором, позволяющим воздействовать на поведение личности и управлять им.
В пятых, эта деятельность организует то пространство, которое гармонизирует личность и её отношения.
Смена среды общения и свобода выбора видов деятельности серьёзно способствуют гармонизации развития личности.
В контексте постсовременности содержание КДД определяется возможностью способствовать созданию моральной основы накопления человеческого капитала.
Процесс функционирования КДД принято представлять в качестве взаимодействия социализации и индивидуализации [97,с.77].
Диалектика социализации и индивидуализации личности применительно к её развитию в образовательно-воспитательном пространстве представлена достаточно определённо [198].
Применительно к данному исследованию целесообразно учитывать по меньшей мере три обстоятельства.
I) В содержании социализации выделяется процесс присвоения социальных (моральных) норм, правил поведения, ценностей и приобщения к идеалам.
Регулирование данного аспекта социализации
средствами учебно-воспитательной 63

[стр.,64]

деятельности повышает формирующие возможности социальной среды и способствует индивидуализации социально-педагогических воздействий.
В процессе социализации личностью осваиваются социальные
(моральные) нормы и ценности, происходит её интеграция в социальную среду и осуществляется превращение социального в индивидуальное.
Социализация становится универсальным средством адаптации индивида к изменяющимся условиям общественной среды.

Это одна сторона процесса становления личности.
Другой стороной является индивидуализация, в процессе которой личность приобретает качественную определенность и неповторимое своеобразие.
Уникальность личности проявляется в возможности реализовать творческие способности в различных видах деятельности.
В социальном плане творческие возможности человека реализуются в нормотворчестве.
Единство выделенных сторон обеспечивает целостность личности.

2) Социально-педагогический механизм формирования личности приводится в движение: а) соотношением социализации и субъективации; б) соотношением индивидуализации и объективации.
В соотносительное взаимодействие социализации и субъективации вступают содержательно конкретные, но разнонаправленные социально-педагогические воздействия.
Социализация направляет субъективацию личности и обусловливает её содержание.
Во взаимодействии индивидуализации и объективации индивидуализация выступает как процесс внутренней переработки (интериоризации), усвоения
компонентов социализации (знания, опыт и т.д.) и превращения их во внутренние (объективирующие) феномены.
Индивидуализация определяет объективацию личности и придаёт ей неповторимость.

Взаимопересечение данных процессов предполагает их взаимовлияние и взаимообогащение.
В частности, в содержании образования и воспитания по возможности предполагается адекватно отражать социокультурную динамику.
3) Результатом соотносительных процессов социализации и индивидуализации является личность, которая сочетает в себе исполнительность с инициативой и творчеством, а также обладает

[Back]