лишениях бедных, слабых, сирот и калек. Добровольные попытки помочь им справиться с тяготами жизни считаются одними из наиболее выдающихся добродетелей, достойными благословения в глазах бога, и определяющими для духовного взлета личности'. Благотворительность порождается не только ценностями, постулируемыми в рамках восточных религий. В средние века на Западе католическая церковь, а также муниципалитеты и гильдии широко использовали средства благотворительных организаций для содержания монастырей, богаделен, сиротских домов, школ и больниц, для ремонта мостов, маяков и сохранения дорог. В условиях рабовладельческого и феодального обществ, а также домонополистического капитала филантропия в основном ограничивалась экономическими отношениями между эксплуататорами и эксплуатируемыми по поводу материальных благ, предназначенных для удовлетворения потребности части нуждающихся членов общества. Впоследствии филантропические фонды наделяются более широкими функциями: социальными, экономическими, политическими, идеологическими и другими. Это можно проследить на примерах из истории ряда Европейских стран. Так, в Германии на протяжении всей истории функционирования фондов они использовались в основном для благотворительных целей: поддержания школ, университетов, больниц, сиротских домов и т.д. Постепенно предприниматели пришли к выводу, что фонды —действенный инструмент для сглаживания противоречий между трудом и капиталом. Однако уже во 2-Й половине X IX века отдельные представители буржуазии стали приходить к выводу, что благотворительность в её прежнем «чистом» виде больше не в состоянии способствовать решению социальных проблем. Эта точка зрения повлияла на принятие в некоторых странах Европы социального законодательства, а также на создание ряда объединений и фондов с более широкими, чем прежде, задачами. Предпри271 ' В настоящее время в такой исламской стране как Иран насчитывается более 20 тыс. подобного рода благотворительных организаций, ряд которых существует уже на протяжении нескольких веков. Только в Тегеране их более 2,5 тысяч. |
27 налогообложения капитала (не дохода), который платят обеспеченные люди. Этот налог не только обеспечивает нужды государства, но и нужды бедных. То, что следует бедным по «закяту», с точки зрения ислама, не является милостыней, а принадлежит им по праву. «Закят» является третьим из пяти столпов ислама, что еще раз подтверждает, какое важное место занимает благотворительность в мусульманском обществе. В целом в исламе большое значение придается добровольным пожертвованиям. В Коране есть ряд сур, прямо обращенных к богатым с просьбой помнить о лишениях бедных, слабых, сирот и калек. Добровольные попытки помочь им справиться с тяготами жизни считаются одними из наиболее выдающихся добродетелей, достойными благословения в глазах бога, и определяющими для духовного взлета личности. В настоящее время в такой исламской стране как Иран насчитывается более 20 тыс. подобного рода благотворительных организаций, ряд которых существует уже на протяжении нескольких веков. ^ Только в Тегеране их более 2,5 тысяч. Благотворительность порождается не только ценностями, постулируемыми в рамках восточных религий. В средние века на Западе католическая церковь, а также муниципалитеты и гильдии широко использовали средства благотворительных организаций для содержания монастырей, богаделен, сиротских домов, школ и больниц, для ремонта мостов, маяков и сохранения дорог. В условиях рабовладельческого и феодального обществ, а также домонополистического капитала филантропия в основном ограничивалась экономическими отношениями между эксплуататорами и эксплуатируемыми по поводу материальных благ, предназначенных для удовлетворения потребности части нуждающихся членов общества. Впоследствии филантропические фонды наделяются более широкими функциями: социальными, экономическими, политическими, идеологическими и другими. Это можно проследить на примерах из истории ряда европейских стран. Так, в Германии на протяжении всей истории функционирования Ф фондов они использовались в основном для благотворительных целей: поддержания школ, университетов, больниц, сиротских домов и т.д. Постепенно предприниматели пришли к выводу, что фонды действенный инструмент для сглаживания противоречий между трудом и капиталом. Однако уже во 2-й половине XIX века отдельные представители буржуазии стали приходить к выводу, что благотворительность в её прежнем «чистом» виде больше не в состоянии способствовать решению социальных проблем. Эта точка зрения повлияла на принятие в некоторых странах Европы социального законодательства, а также на создание ряда объединений и фондов с более широкими, чем прежде, задачами. Предпринимателям становилось ясно, что фонды могут помочь им в усилении влияния в двух сферах: в области просвещения и воспитания, преобразования социальной инфраструктуры и т.п. (• |