Проверяемый текст
Сайтбагин, Анвар Ризванович; Социально-педагогические условия развития благотворительной деятельности общественных объединений (Диссертация 2002)
[стр. 278]

Начало изучения благотворительности российской исторической наукой относится к концу 1980-х гг.
К этому времени был накоплен большой объем исторической литературы, появившейся на Западе начиная с 1960-х гг.
В этой связи приоритет в постановке проблемы изучения российской благотворительности принадлежит американским исследователям-русистам'.
Анализ зарубежной литературы свидетельствует о глубокой проработке американскими коллегами (среди них Д.Рэнсел, Дж.Брэдли, А.Линденмайер) ряда актуальных аспектов истории русской
благотворительности’ .
В этой ситуации отечественные историки были поставлены в ситуацию поиска собственной исследовательской ниши, которая состояла в следующем.
Американцы, в соответствии с традициями западной исторической науки, главное внимание уделяли институтам благотворительности и их функционированию.
Российские историки в изучении филантропии акцент сделали на жизнеописаниях благотворителей.
Весьма показательна в этом отношении монография А.Н.Боханова «Коллекционеры
и меценаты в России»’ , гае проблема благотворительной деятельности русских предпринимателей (которая в западных работах не ставилась) раскрьшается на примере жизни и деятельности Солдатеншва, братьев Третьяковых, Саввы Морозова и Саввы Мамонтова.
Книга написана на тщательно собранном архивном материале и имеет несомненные литературные достоинства.
Эта работа открывает целое направление
ис278 ' Ульянова Г.Я.
Новейшая американская истооиография российской благотворительности/ / Отечественная история.
1995.-№ 1 .-С .
108-118.
’ Lindenirieyr А.
Voluntary Associations and the Russian.
Autocracy; The Case o f Private Charity, Pittsburgh 1990, p.
1-64; она же, A Russian Experiment in Voluntarism: The Municipal Guardianships o f the Poor, 1894-1914, in Jahrbuecher fuer Geschichte
Osleuropas, band 30, Wiesbaden 1982, s.
429-451; она же, Charity and the Problem of Unemployment: industrial Homes in Late Imperial Russia, in Russian Review, 45 (1), 1986 January, p.
1-22; она же, The Ethos o f ChariW in Imperial Russia, in Journal o f Social History, 23 (4), 1990 summer, p.
679-^94; она же.
Добровольные благотворительные общества в эпоху Великих Реформ // Великие Реформы в России.
М., 1992.
С.
283-300; она же.
Public Life, Private Virtues; Women in Russian Charity, 1762-1914, in Signs: Journal o f Women in Culture and Society, 18 (3), 1993 spring, p.
562-591.
Bradley J.
The Moscow Workhouse and Urban Welfare Reform in Russia, in Russian Review, vol.
41, №4 (October 1982), p.
427-444, выводы этой статьи изложены в книге того же автора: Muzhik
ana Muscovite.
Urbanization in Late Imperial Russia, Berke ey 1985, p.
267-270,311-317.

’ Боханов A.H.
Коллекционеры и меценаты в России.
М., 1989.
[стр. 32]

первом месте (93,4%), но на их долю приходится всего 1,947 млрд.
долл.
или 9,55% от общей суммы активов всех американских филантропических фондов.
11одобная тенденция характерна и для западногерманских фондов.
Изучение истории благотворительности в России имеет ярко выраженную специфику.
Она определяется тем, что в советский период для официальной научной литературы существовал, как показывает анализ библиографии, фактический запрет на освещение вопросов благотворительности в историческом аспекте как идеологически неприемлемых в условиях монополии в гуманитарной науке марксистско-ленинской доктрины (согласно которой, бедность результат особых социальных отношений в капиталистическом обществе и выражение его противоречий).
Этот запрет можно датировать пятидесятилетием с середины 1930-х гг.
до середины 1980-х гг.
Начало изучения благотворительности российской исторической наукой относится к концу 1980-х гг.
К этому времени был накоплен большой объем исторической литературы, появившейся на Западе начиная с 1960-х гг.
В этой связи приоритет в постановке проблемы изучения российской благотворительности принадлежит американским исследователям-русистам1.
Анализ зарубежной литературы свидетельствует о глубокой проработке американскими коллегами (среди них Д.Рэнсел, Дж.
Брэдли, А.Линденмайер) ряда актуальных аспектов истории русской
благотворительности2.
В этой ситуации отечественные историки были поставлены в ситуацию поиска собственной исследовательской ниши, которая состояла в следующем.
Американцы, в соответствии с традициями западной исторической науки, главное внимание уделяли институтам благотворительности и их функционированию.
Российские историки в изучении филантропии акцент сделали на жизнеописаниях благотворителей.
Весьма показательна в этом отношении монография А.Н.Боханова «Коллекционеры
1 Ульянова Г.
Я.
Новейшая американская историография российской благотворительности/Ютечественная история.
1995.-X9l.-C.
108-118.
2 Lindenirieyr A.
Voluntary Associations and the Russian.
Autocracy: The Case o f Private Charity, Pittsburgh 1990, p.
1-64: она же, A Russian Experiment in Voluntarism: The Municipal Guardianships of the Poor.
1894-1914, in Jahrbuecher fuer Geschichte
Osteuropas, band 30, Wiesbaden 1982.
s.
429-451; она же.
Charily and the Problem o f Unemployment.industrial Homes in Late Imperial Russia, in Russian Review, 45 (I), 1986 January, p.
!-22;она же, The Ethos of Charity in Imperial Russia, in Journal of Social History, 23 (4), 1990 summer, p.
679694; она же, Добровольные благотворительные общества в эпоху Великих Реформ // Великие Реформы в России.
М., 1992.
С.
283-300; она же.
Public Life, Private Virtues: Women in Russian Charity, 1762-1914, in Signs: Journal o f Women in Culture and Society, 18 (3), 1993 spring, p.
562-591.
Bradley J.
The Moscow Workhouse and Urban Welfare Reform in Russia, in Russian Review, vol.
41, №4 (October 1982), p.
427-444, выводы этой статьи изложены в книге того же автора: Muzhik
and Muscovite.
Urbanization in Late Imperial Russia, Berke ey 1985, p.
267-270, 311-317.


[стр.,33]

33 и меценаты в России»1, где проблема благотворительной деятельности русских предпринимателей (которая в западных работах не ставилась) раскрывается на примере жизни и деятельности Солдатенкова, братьев Третьяковых, Саввы Морозова и Саввы Мамонтова.
Книга написана на тщательно собранном архивном материале и имеет несомненные литературные достоинства.
Эта работа открывает целое направление
исследований российского предпринимателя-благотворителя.
Автор характеризует тип личности русских меценатов как исключительный, с редкостным в мировой цивилизации чувством альтруизма, с чем трудно согласиться, обозревая, по крайней мере, историю мировой науки и культуры, развивающихся в последнее столетие во многом за счет колоссальных денежных вкладов частных лиц (простейшие примеры фонды Форда, Карнеги, Гетти, Сороса и др.)2.
В монографии «Крупная буржуазия России.
Конец XIX в.
1914 г.»3 Боханов проанализировал типы благотворителей уже с противоположных позиций.
В разделе «Почетные звания предпринимателей» он отметил, что 9 гражданские классные звания целая когорта представителей крупной буржуазии получала не только за предпринимательскую деятельность, но и за попечительство в учебных и благотворительных заведениях и другие некоммерческие занятия.
При этом «сама политика пожалований на всем протяжении XIX в., но особенно в конце XIX начале XX в., являлась своеобразным синтезом двух противоположных тенденций.
С одной стороны, правящие круги осознавали необходимость поощрения наиболее значительных дельцов, вносивших большой вклад в развитие различных отраслей науки и просвещения», с другой, пытались закрыть дворянскобюрократический мир от проникновения в него новых социальных элементов, «сделать высшие чиновные звания и дворянское состояние лишь кастовым признаком».
Контингент таких лиц, по подсчетам Боханова, постоянно увеличивался.
В качестве персонажей, получивших чины и звания по благотворительной части упомянуты А.Л.Кноп, А.Г.Елисеев, Л.С.Поляков, А.А.Бахрушин, П.И.Щукин, Л.И.Бродский, В.И.Асмолов и др.
(• По нашему мнению, Боханов несколько преувеличил «декоративность» (по его выражению) попечительских обязанностей благотворителей.
Да, мотивы могли быть и своекорыстными (иногда, в погоне за маркой респектабельности, «предоставление благотворительных пожертвований прямо ставилось предпринимателями в зависимость от получения звания»), тем не менее, обильные денежные вклады давали возможность для 1Боханов А Л .
Коллекционеры и меценаты в России.
М., 1989.
2 Ульянова Г.Я Исследования истории российской, благотворительности: реконструкция национального опыта и возможности его применения в современных условиях.
Благотворительность в России.
Социальные и исторические исследования.
2001.
Под ред.
О.Л.Лейкинда.
СПб.: Лики России, 2001.
С.
63-78.
J Боханов А Н.
Крупная буржуазия России.
Конец XIX в.
1914 г.
М., 1992.
(•

[Back]