Эта же проблема затронута в биофафическом аспекте в книге Б.В.Ананьича «Банкирские дома в России. 1860-1914 гт.»‘ при описании крупных пожертвований банкиров А.Л.Ш тиглица, братьев Поляковых, Ф.П.Рябушинского. Существенным для понимания типа личности русских предпринимателей (и для оценки их благотворительной деятельности). явился вывод Ананьича о формировании в России изучаемого времени слоя «просвещенных коммерсантов» с присущими ему поведенческими стереотипами. Меньше внимания получила история учреждений помощи бедным. В 1991 г. вышла книга профессора медицины П.В.Власова «Обитель милосердия»’ , представляющая собою популярный очерк благотворительных заведений Москвы. Основное внимание здесь уделяется описанию медицинских заведений для бедных, поскольку автор (известный российский врач-рентгенолог) очевидно лучше историков смог раскрыть разных типов в их историческом развитии. Историки и искусствоведы, работающие в публицистическом жанре, Я.Г.Думова, А.А.Демская, Н.Ю.Семенова, Н.Полунина, А.Фролов’ в 1990-х гг. весьма основательно раскрыли пласт российской культуры, который был связан с меценатством. Вопросы помощи бедным в контекст их анализа практически не вошли. В последнее десятилетие опубликовано много работ, посвященных отдельным благотворителям, конкретным заведениям, чаще всего на местном материале, а также специальным аспектам истории филанфопии. На всплеск интереса повлияло возрождение краеведения и интерес к истории российсм>й буржуазии, рассматривавшейся на протяжении 70 лет советской исторической наукой только как политического противника рабочего класса. Отход от идеологически предписанных отрицательных оценок деятельности русских предпринимателей позволил высветить по280 ' Ананьич Б.В. Банкирские дома в России. 1860-1914 гг. Очерки истории частного предпринимательства. Л ., 1991. ’ Власов П.В. Обитель милосердия. М., 1991. ’ Думова Н.Г. Московские меценаты. М., 1992; Демская А., Семенова Н. У Щукина, на Знаменке... М.. 1993; Полунина 11., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. М., 1997. |
34 существенного развитая учреждений просвещения, здравоохранения и общественного призрения. Эта же проблема затронута в биографическом аспекте в книге Б.В. Ананьича «Банкирские дома в России. 1860-1914 гг.» 1 при описании крупных пожертвований банкиров А.Л.Штиглица, братьев Поляковых, Ф.П.Рябушинского. Существенным для понимания типа личности русских предпринимателей (и для оценки их благотворительной деятельности), явился вывод Ананьича о формировании в России изучаемого времени слоя «просвещенных коммерсантов» с присущими ему поведенческими стереотипами. Меньше внимания получила история учреждений помощи бедным. В 1991 г. вышла книга профессора медицины П.В.Власова «Обитель милосердия»2, представляющая собою популярный очерк о благотворительных заведениях Москвы. Основное внимание здесь уделяется описанию медицинских заведений для бедных, поскольку автор (известный российский врач-рентгенолог) очевидно лучше историков смог раскрыть разные типы в их историческом развитии. Историки и искусствоведы, работающие в публицистическом жанре, Я.Г.Думова, А.А.Демская, Н.Ю.Семенова, П.Полунина, А.Фролов'1 в 1990-х гг. весьма основательно раскрыли пласт российской культуры, который был связан с меценатством. Вопросы помощи бедным в контекст их анализа практически не вошли. В последнее десятилетие опубликовано много работ, посвященных отдельным благотворителям, конкретным заведениям, чаще всего на местном материале, а также специальным аспектам истории филантропии. На всплеск интереса повлияло возрождение краеведения и интерес к истории российской буржуазии, рассматривавшейся на протяжении 70 лет советской исторической наукой только в качестве политического противника рабочего класса. Отход от идеологически предписанных отрицательных оценок деятельности русских предпринимателей позволил высветить положи(» тельные стороны их деятельности, включая помощь малоимущим слоям. В mohoi рафиях московских ис ториков Ю.А.Петрова и И.В.Поткиной4 показана филантропическая деятельность семьи Рябушинских и легендарного Саввы Морозова». Плодотворно работают историки-краеведы в различных регионах России: ивановские историки К.Е.Балдин, пишущий о фабрикантахмеценатах Гарелиных, и Г.А.Солнцева, занимающаяся историей другой 1 Ананьич Б.В. Банкирские дома в России. 1860-1914 гг. Очерки истории частного предпринимательства. П., 1991. 2Власов П.В. Обитель милосердия. М., 1991. J Думова Н.Г. Московские меценаты. М., 1992; Демская А., Семенова Н. У Щукина, на Знаменке... М., 1993; Полунина П., Фролов Д. Коллекционеры старой Москвы. М.,1997. 4 Петров Ю.А. Династия Рябушинских. М., 1997; Поткина И.В. Савва Морозов. М .,1998. |