ложительные стороны их деятельности, включая помощь малоимущим слоям. В монографиях московских историков Ю.А.Петрова и И.В.Поткиной' показана филантропическая деятельность семьи Рябушинских и легендарного Саввы Морозова». Плодотворно работают историки-краеведы в различных регионах России; ивановские историки К.Е.Балдин, пишущий о фабрикантах-меценатах Гарелиных, и Г.А.Солнцева, занимающаяся историей другой иваново-вознесенской династии фабрикантов-текстильщиков Бурылиных’ . Балдин и Солнцева провели строго документированные исследования на впервые вводимых в научный оборот архивных материалах, что с новой стороны показало филантропические и культурные реалии российской провинции конца X IX начала X X вегов. Историк из Ярославля М.Г.Мейерович в работе «Патерналистская политика буржуазии»’ на материалах архива Ярославсю>й большой мануфактуры показал реализацию социальных программ для рабочих на одном из крупнейших российских текстильных предприятий. Особую роль в развитии исследований по истории российской благотворительности играет Центр «X X век в судьбах интеллигенции России» (г.Екатеринбург), где под руководством М.Е.Главацкого ведется интенсивная работа по обобщению различных форм, направлений, деятельности ю)нкретных благотворителей Сибири, Урала и других регионов. Отторжение старых стереотипов дало толчок переходу к более широкому полю исследования — на международной научной конференции (Москва, 1993) в докладе член-корреспондента РАН Я.Н.Щапова «Благотворительность в дореволюционной России; национальный опыт и вклад а цивилизацию»* впервые прозвучало мнение о необходимости мнотоас281 ' Петров Ю.А. Династия Рябушинских. М., 1997; Поткина И.В. Савва Морозов. М), 1998. ’ Статьи Балдина, Солнцевой и Мейеровича см. в кн.: Буржуазия и рабочие России во 2-й пол. X IX нач. XX вв. 5иХ зональная межвузовская конференция Центрального Шомышленного района. Иваново, 1994. ’ Мейерович М.Г; Патерналистская политика буржуазии // Буржуазия и рабочие России во 2-й пол. X IX нач. X X вв. X IX зональная межвузовская конференция Центрального Промышленного района. Иваново, 1994. С. 9299. ^ Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию // Россия в X X веке. Историки мира спорят. М., 1994. С. 84-88. |
34 существенного развитая учреждений просвещения, здравоохранения и общественного призрения. Эта же проблема затронута в биографическом аспекте в книге Б.В. Ананьича «Банкирские дома в России. 1860-1914 гг.» 1 при описании крупных пожертвований банкиров А.Л.Штиглица, братьев Поляковых, Ф.П.Рябушинского. Существенным для понимания типа личности русских предпринимателей (и для оценки их благотворительной деятельности), явился вывод Ананьича о формировании в России изучаемого времени слоя «просвещенных коммерсантов» с присущими ему поведенческими стереотипами. Меньше внимания получила история учреждений помощи бедным. В 1991 г. вышла книга профессора медицины П.В.Власова «Обитель милосердия»2, представляющая собою популярный очерк о благотворительных заведениях Москвы. Основное внимание здесь уделяется описанию медицинских заведений для бедных, поскольку автор (известный российский врач-рентгенолог) очевидно лучше историков смог раскрыть разные типы в их историческом развитии. Историки и искусствоведы, работающие в публицистическом жанре, Я.Г.Думова, А.А.Демская, Н.Ю.Семенова, П.Полунина, А.Фролов'1 в 1990-х гг. весьма основательно раскрыли пласт российской культуры, который был связан с меценатством. Вопросы помощи бедным в контекст их анализа практически не вошли. В последнее десятилетие опубликовано много работ, посвященных отдельным благотворителям, конкретным заведениям, чаще всего на местном материале, а также специальным аспектам истории филантропии. На всплеск интереса повлияло возрождение краеведения и интерес к истории российской буржуазии, рассматривавшейся на протяжении 70 лет советской исторической наукой только в качестве политического противника рабочего класса. Отход от идеологически предписанных отрицательных оценок деятельности русских предпринимателей позволил высветить положи(» тельные стороны их деятельности, включая помощь малоимущим слоям. В mohoi рафиях московских ис ториков Ю.А.Петрова и И.В.Поткиной4 показана филантропическая деятельность семьи Рябушинских и легендарного Саввы Морозова». Плодотворно работают историки-краеведы в различных регионах России: ивановские историки К.Е.Балдин, пишущий о фабрикантахмеценатах Гарелиных, и Г.А.Солнцева, занимающаяся историей другой 1 Ананьич Б.В. Банкирские дома в России. 1860-1914 гг. Очерки истории частного предпринимательства. П., 1991. 2Власов П.В. Обитель милосердия. М., 1991. J Думова Н.Г. Московские меценаты. М., 1992; Демская А., Семенова Н. У Щукина, на Знаменке... М., 1993; Полунина П., Фролов Д. Коллекционеры старой Москвы. М.,1997. 4 Петров Ю.А. Династия Рябушинских. М., 1997; Поткина И.В. Савва Морозов. М .,1998. иваново-вознесенской династии фабрикантов-текстильщиков Бурылиных1. Балдин и Солнцева провели строго документированные исследования на впервые вводимых в научный оборот архивных материалах, что с новой стороны показало филантропические и культурные реалии российской провинции конца XIX начала XX веков. Историк из Ярославля М.Г.Мсйерович в работе «Патерналистская политика буржуазии»2 на материалах архива Ярославской большой мануфактуры показал реализацию социальных программ для рабочих на одном из крупнейших российских текстильных предприятий. Особую роль в развитии исследований по истории российской благотворительности играет Центр "XX век в судьбах интеллигенции России" (г. Екатеринбург), где иод руководством М.Е.Главацкого ведется интенсивная работа по обобщению различных форм, направлений деятельности конкретных благотворителей Сибири, Урала и других регионов. Отторжение старых стереотипов дало толчок переходу к более широкому полю исследования на международной научной конференции (Москва, 1993) в докладе члена-корреспондента РАН Я.Н.Щапова «Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию»^ впервые прозвучало мнение о необходимости многоаспектного изучения истории благотворительности. В контексте идеи значимости для духовной культуры России традиций милосердия и сострадания к убогим, в докладе намечены этапы благотворительности на протяжении XXX вв. Дальнейшее развитие исследований (вторая половина 90-х гг.) характеризуется включением в их контекст проблематики женской благотворительности в дооктябрьской России. После работы Г.А.Тишкина4, появившейся почти 20 лет назад, второй крупной работой, посвященной истории женщин в России в указанный период стала монография О.А.Хасбулатовой «Опыт и традиции женского движения в России. 1860-1917»^ . В этой книге, основанной на большом фактическом материале, раскрывается малоизвестная страница женского движения. Речь идет о том, ' Статьи Балдина, Солнцевой и Мейеровича см. в кн.: Буржуазия и рабочие России во 2-й пол. XIX нач. XX вв. XIX зональная межвузовская конференция Центрального Промышленного района. Иванове, 1994. 2 Мейерович М.Г. Патерналистская политика буржуазии // Буржуазия и рабочие России во 2-й пол. XIX нач. XX вв. XIX зональная межвузовская конференция Центрального Промышленного района. Иванове, 1994. С. 92-99. 3 Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию Н Россия в XX веке. Историки мира спорят. М., 1994. С. 84-88. 4 Тишкин Г.Л. Женский вопрос в России. 50-60-е гг. Х1Хв. J1., 1984. 5 Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движении в России. 1860-1917. Иваново, 1994. 3» 156 общ. и пед. психологии: (Под ред. И.В.Дубровиной). М. АПН СССР, 1991.-159 с. 200. Хайруллина АД. Казанские газеты как исторический источник изучения благотворительности: (1861-1895 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Казань: Казанский Гос. ун-т им. УльяноваЛенина, 1993.-16с. 201. Хамова Т.Ю. Влияние благотворительной деятельности на общество и социальные процессы // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. 2001.: Под ред. О.Л.Лейкинда. -СанктПетербург: Лики России, 2001. С. 689-692. 202. Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России. 18601917. Иванове, 1994. 114 с. 203.Хорсва Л.В. Благотворительные организации субъект социальной ф политики. // Совершенствование социально-экономических отношений в современных условиях. М., 1999. 20 с. 204. Чижевская И.Э. Благотворительность и общество. Объекты благотворительной деятельности // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. 2001: Под ред. О.Л.Лейкинда. Санкт-Петербург: Лики России, 2001. С. 666-669. 205. Чикадзе Е.З. Аналитический обзор литературы о благотворительности в современной России (1990-2000 гг.) // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. 2001: Под ред. О.Л.Лейкинда. СПб.: Лики России, 2001.-С. 126-128. 206. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности. // Вопросы философии, 1997. №11. С. 92-93. 207. Шендрик А.И. Духовная культура молодежи как объект социологического исследования. Автореф. дисс. ...докт. социол. наук, М., 1991.-57 с. 208. Шепелин В. Местная благотворительная организация. // Посев. > Frankfurt а. М. 1995. №2. С. 9-10. 209.Шишова Е.А. Молодежная общественно-полезная деятельность как объект исследования благотворительных организаций // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. 2001. Под ред. О.Л.Лейкинда. СПб.: Лики России, 2001. с. 602-606. 210.Шмелев А.Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции / Ин-т «Открытое о-во» М.: Магистр, 1997. 56с. (Пробл. формирования открытого об-ва в России). 211.Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию // Россия в XX веке. Историки мира спорят. М., 1994. С. 84-88. 212.Щедровицкий П.Г. Истоки культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. М.: НИИ культуры, 1991. 60 с. 213.Щедровицкий П.Г. Программирование культурного развития: |