Проверяемый текст
Сайтбагин, Анвар Ризванович; Социально-педагогические условия развития благотворительной деятельности общественных объединений (Диссертация 2002)
[стр. 282]

пектного изучения истории благотворительности.
В контексте идеи значимости для духовной культуры России традиций милосердия и сострадания к убогим, в докладе намечены этапы благотворительности на протяжении
Х -Х Х вв.
Дальнейшее развитие исследований (вторая половина 9 0-х гг.) характеризуется включением в их контекст проблематики женской благотворительности в дооктябрьской России.
После работы Г.А.Тишкина', появившейся почти 20 лет назад, второй крупной работой, посвященной истории женщин в России в указанный период стала монография О.А.Хасбулатовой «Опыт и традиции женского движения в России.
1860-1917»’ .

В
книге, основанной на большом фактическом материале, раскрывается малоизвестная страница женского движения.
Речь идет о том,
что до принятия Временных правил об обществах, союзах и собраниях (1906 г.) официальный статус имели лишь благотворительные общества, и поэтому многие женские организации были зарегистрированы как благотворительные и соответственно вели филантропическую деятельность.
В основу их деятельности были положены такие принципы, как опора на собственные силы, экономическая независимость, взаимоподдержка, саморазвитие и самопомощь.
Использовались три основных источника финансирования: пожертвования, привлечение средств правительства и местных органов управления, доходы от коммерческой деятельности.
Основными направлениями работы были: материальная поддержка малоимущих, поддержка учащихся и образованных женщин, борьба с алкоголизмом, опека над детьми, забота о престарелых, движение сестер милосердия.
Женские организации оказали влияние на многие важные аспекты жизни
российсЕюго общества.
Так, женское взаимноблаготворительное общество в Петербурге осуществляло финансирование высших женских курсов, Российская лига равноправия женщин оказывала помощь беженкам (путем предоставления трудовой помощи) во время Первой мировой войны.
Общество для доставления средств
Выс282 ' Тишкин Г.А.
Женский вопрос в России.
50-60-е гг.
Х1Хв.
Л., 1984.
Хасбулатова О.А.
Опыт и традиции женского движения в России.
1860-1917.

Иваново, 1994.
[стр. 35]

иваново-вознесенской династии фабрикантов-текстильщиков Бурылиных1.
Балдин и Солнцева провели строго документированные исследования на впервые вводимых в научный оборот архивных материалах, что с новой стороны показало филантропические и культурные реалии российской провинции конца XIX начала XX веков.
Историк из Ярославля М.Г.Мсйерович в работе «Патерналистская политика буржуазии»2 на материалах архива Ярославской большой мануфактуры показал реализацию социальных программ для рабочих на одном из крупнейших российских текстильных предприятий.
Особую роль в развитии исследований по истории российской благотворительности играет Центр "XX век в судьбах интеллигенции России" (г.
Екатеринбург), где иод руководством М.Е.Главацкого ведется интенсивная работа по обобщению различных форм, направлений деятельности конкретных благотворителей Сибири, Урала и других регионов.
Отторжение старых стереотипов дало толчок переходу к более широкому полю исследования на международной научной конференции (Москва, 1993) в докладе члена-корреспондента РАН Я.Н.Щапова «Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию»^ впервые прозвучало мнение о необходимости многоаспектного изучения истории благотворительности.
В контексте идеи значимости для духовной культуры России традиций милосердия и сострадания к убогим, в докладе намечены этапы благотворительности на протяжении
XXX вв.
Дальнейшее развитие исследований (вторая половина 90-х гг.) характеризуется включением в их контекст проблематики женской благотворительности в дооктябрьской России.
После работы Г.А.Тишкина4, появившейся почти 20 лет назад, второй крупной работой, посвященной истории женщин в России в указанный период стала монография О.А.Хасбулатовой «Опыт и традиции женского движения в России.
1860-1917»^ .

В
этой книге, основанной на большом фактическом материале, раскрывается малоизвестная страница женского движения.
Речь идет о том, '
Статьи Балдина, Солнцевой и Мейеровича см.
в кн.: Буржуазия и рабочие России во 2-й пол.
XIX нач.
XX вв.
XIX зональная межвузовская конференция Центрального Промышленного района.
Иванове, 1994.
2 Мейерович М.Г.
Патерналистская политика буржуазии // Буржуазия и рабочие России во 2-й пол.
XIX нач.
XX вв.
XIX зональная межвузовская конференция Центрального Промышленного района.
Иванове, 1994.
С.
92-99.
3 Щапов Я.Н.
Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию Н Россия в XX веке.
Историки мира спорят.
М., 1994.
С.
84-88.
4 Тишкин Г.Л.
Женский вопрос в России.
50-60-е гг.
Х1Хв.
J1., 1984.
5 Хасбулатова О.А.
Опыт и традиции женского движении в России.
1860-1917.
Иваново, 1994.


[стр.,36]

что до принятия Временных правил об обществах, союзах и собраниях (1906 г.) официальный статус имели лишь благотворительные общества, и поэтому многие женские организации были зарегистрированы как благотворительные и соответственно вели филантропическую деятельность.
В основу их деятельности были положены такие принципы, как опора на собственные силы, экономическая независимость, взаимоподдержка, саморазвитие и самопомощь.
Использовались три основных источника финансирования: пожертвования, привлечение средств правительства и местных органов управления, доходы от коммерческой деятельности.
Основными направлениями работы были: материальная поддержка малоимущих, поддержка учащихся и образованных женщин, борьба с алкоголизмом, опека над детьми, забота о престарелых, движение сестер милосердия.
Женские организации оказали влияние на многие важные аспекты жизни
российского общества.
Так, Женское взаимно-благотворительное общество в Петербурге осуществляло финансирование высших женских курсов, Российская лига равноправия женщин оказывала помощь беженкам (путем предоставления трудовой помощи) во время Первой мировой войны.
Общество для доставления средств
Высшим женским Бестужевским курсам за счет своей эффективной работы достигло того, что Бестужевские курсы за 20 лет стали обладателем имущества в 1 млн.
5100 руб., а само общество удостоилось золотой медали на Всемирной выставке 1900 г.
в Париже1.
В работе Хасбулатовой проливается свет на еще один социальный аспект деятельности женских благотворительных организаций их вклад в решение проблем, связанных с вовлечением женщин в сферу профессионального труда.
Работа шла в двух направлениях создание обществ взаимопомощи для работающих женщин (таких, как Санкт-Петербургская артель кассирш, продавщиц и бухгалтеров, основанная в 1898; или Петербургское общество взаимопомощи акушерок, основанное в 1900) и формирование обществ, предоставлявших работу женщинам (последние действовали в виде домов трудолюбия или женских артелей).
К примеру, в Петербурге существовала работавшая на пожертвованных материалах артель по изданию детских книг, где все переводческие, редакторские и полиграфические работы осуществлялись женщинами, получавшими прибыль в виде платы.
В начале XX века в ряде городов возникли Общества защиты женщин.
Главными их клиентами были одинокие и безработные матери, а также проститутки, решившие порвать с развратным занятием.
Для них создавались приюты, и швейные мастерские с магазинами для сбыта продукции.
Характерной чертой женских благотворительных обществ в России было то, что они развивались, прежде всего, как общества самозащиты и 1 Хасбулатова О.А.
Опыт и традиции женского движения в России.
1860-1917.

Иванове, 1994.-С.89

[Back]