Проверяемый текст
Сайтбагин, Анвар Ризванович; Социально-педагогические условия развития благотворительной деятельности общественных объединений (Диссертация 2002)
[стр. 283]

шим женским Бестужевским курсам за счет своей эффективной работы достигло того, что Бестужевские курсы за 20 лет стали обладателем имущества в 1 млн.
5100 руб., а само общество удостоилось золотой медали на Всемирной выставке 1900 г.
в Париже'.
В работе Хасбулатовой проливается свет на еще один социальный аспект деятельности женских благотворительных организаций их вклад в решение проблем, связанных с вовлечением женщин в сферу профессионального труда.
Работа шла в д ^
х направлениях создание обществ взаимопомощи для работающих женщин (таких, как С анктПетербургская артель кассирш, продавщиц и бухгалтеров, основанная в 1898; или Петербургское общество взаимопомощи акушерок, основанное в 1900) и формирование обществ, предоставлявших работу женщинам (последние действовали в виде домов трудолюбия или женских артелей).
К примеру, в Петербурге существовала работавшая на пожертвованных материалах артель по изданию детских книг, где все переводческие, редакторские и полиграфические работы осуществлялись женщинами, получавшими прибыль в виде платы.
В начале X X века в ряде городов возникли Общества защиты женщин.
Главными их клиентами были одинокие и безработные матери, а также проститутки, решившие порвать с развратным занятием.
Для них создавались приюты и швейные мастерские с магазинами для сбыта продукции.
Характерной чертой женских благотворительных обществ в России было то, что они развивались, прежде всего, как общества самозащиты и
взаимопомощи’ .
Женские благотворительные общества явились важнейшей формой социализации для широких масс женщин в тот переходный период, когда в общественном сознании происходила смена нормативных воззрений на роль женщины в семье и на производстве.
Они, фактически, были существенным адаптивным механизмом, снижавшим повседневные
283 ' Хасбулатова О.А.
Указ соч.
С.
89.
’ Lindenirieyr А.
Public Life, Private Virtues: Women in Russian Charity, 1762-1914, in Signs: Journal o f Women in Culture and Society, 18 (3), 1993 spring, p.
562-591.
[стр. 36]

что до принятия Временных правил об обществах, союзах и собраниях (1906 г.) официальный статус имели лишь благотворительные общества, и поэтому многие женские организации были зарегистрированы как благотворительные и соответственно вели филантропическую деятельность.
В основу их деятельности были положены такие принципы, как опора на собственные силы, экономическая независимость, взаимоподдержка, саморазвитие и самопомощь.
Использовались три основных источника финансирования: пожертвования, привлечение средств правительства и местных органов управления, доходы от коммерческой деятельности.
Основными направлениями работы были: материальная поддержка малоимущих, поддержка учащихся и образованных женщин, борьба с алкоголизмом, опека над детьми, забота о престарелых, движение сестер милосердия.
Женские организации оказали влияние на многие важные аспекты жизни российского общества.
Так, Женское взаимно-благотворительное общество в Петербурге осуществляло финансирование высших женских курсов, Российская лига равноправия женщин оказывала помощь беженкам (путем предоставления трудовой помощи) во время Первой мировой войны.
Общество для доставления средств Высшим женским Бестужевским курсам за счет своей эффективной работы достигло того, что Бестужевские курсы за 20 лет стали обладателем имущества в 1 млн.
5100 руб., а само общество удостоилось золотой медали на Всемирной выставке 1900 г.
в Париже1.
В работе Хасбулатовой проливается свет на еще один социальный аспект деятельности женских благотворительных организаций их вклад в решение проблем, связанных с вовлечением женщин в сферу профессионального труда.
Работа шла в двух
направлениях создание обществ взаимопомощи для работающих женщин (таких, как Санкт-Петербургская артель кассирш, продавщиц и бухгалтеров, основанная в 1898; или Петербургское общество взаимопомощи акушерок, основанное в 1900) и формирование обществ, предоставлявших работу женщинам (последние действовали в виде домов трудолюбия или женских артелей).
К примеру, в Петербурге существовала работавшая на пожертвованных материалах артель по изданию детских книг, где все переводческие, редакторские и полиграфические работы осуществлялись женщинами, получавшими прибыль в виде платы.
В начале XX века в ряде городов возникли Общества защиты женщин.
Главными их клиентами были одинокие и безработные матери, а также проститутки, решившие порвать с развратным занятием.
Для них создавались приюты, и швейные мастерские с магазинами для сбыта продукции.
Характерной чертой женских благотворительных обществ в России было то, что они развивались, прежде всего, как общества самозащиты и
1 Хасбулатова О.А.
Опыт и традиции женского движения в России.
1860-1917.
Иванове, 1994.-С.89

[стр.,37]

37 взаимопомощи'.
Женские благотворительные общества явились важнейшей формой социализации для широких масс женщин в тот переходный период, когда в общественном сознании происходила смена нормативных воззрений на роль женщины в семье и на производстве.
Они, фактически, были существенным адаптивным механизмом, снижавшим повседневные
стрессы для многих женщин, вынужденных самостоятельно обеспечивать свое существование.
Наконец, работа Хасбулатовой вывела из-под спуда еще один малоисследованный вопрос положение детей как социальной группы.
Попечение 0 детях было наиболее распространенной формой женской благотворительности ею занимались более половины всех женских организаций, которые последовательно выступали за законодательную охрану детства, в частности, в начале XX в., требуя запрещения детского труда до 14-летнего возраста и введения всеобщего бесплатного обучения детей 7-14 лет.
В 1907 г.
под эгидой либеральных женских организаций существовало уже свыше 100 народных (то есть бесплатных) детских садов для детей от 4 до 8 лет, и последовало обращение в Министерство народного просвещения с предложением дать этим детским садам статус государственных учебновоспитательных заведений (факт широкого возникновения детских садов с 1890-х гг.
особенно упорно замалчивался в литературе советского времени).
Кроме того, с 1904 г.
стали возникать общества по защите детей от жестокого обращения со стороны взрослых2.
Свое развитие тема женской благотворительности получила на 2-й научной конференции «Российские женщины и европейская культура» (Петербург, 1994)3.
В.Г.Чернуха в докладе «Императрица Мария Александровна и ее место в российской государственной жизни» отметила, что «на протяжении XVII-XX вв.
статус женщин, принадлежавших к правящей династии, существенным образом менялся: от затворничества до выхода на арену политической жизни».
Императрица Мария Александровна ( 18241880) принадлежала к поколению цариц новой формации, игравших в жизни Ф страны существенную роль.
В числе других обязанностей императрицы к середине XIX в.
стало традиционным патронирование воспитательных домов и женских учебных заведений в рамках Ведомства учреждений Императрицы Марии.
Значительный интерес представляют доклады, посвященные истории 1 Lindenirieyr A.
Public Life, Private Virtues: Women in Russian Charity, 1762-1914, in Signs: Journal o f Women in Culture and Society, 18 (3), 1993 spring, p.
562-591.

2 Хасбулатова О А.
Опыт и традиции женского движения в России.
1860-1917.
Иванове, 1994 -С.
91.
J Российские женщины и европейская культура: Материалы 2-й научной конференции.
СРПб, 1994 ft

[Back]