стрессы для многих женщин, вынужденных самостоятельно обеспечивать свое существование. Наконец, в работе Хасбулатовой исследованы различные аспекты помощи детям. Попечение о детях было наиболее распространенной формой женской благотворительности ею занимались более половины всех женских организаций, которые последовательно выступали за законодательную охрану детства, в частности, в начале X X в. требуя запрещения детского труда до 14-летнего возраста и введения всеобщего бесплатного обучения детей 7-14 лет. В 1907 г. под эгидой либеральных женских организаций существовало уже свыше 100 народных (то есть бесплатных) детских садов для детей от 4 до 8 лет, и последовало обращение в Министерство народного просвещения с предложением дать этим детским садам статус государственных учебно-воспитательных заведений (факт широкого возникновения детских садов с 1890-х гг. особенно упорно замалчивался в литературе советского времени). Кроме того, с 1904 г. стали возникать общества по защите детей от жестокого обращения со стороны взрослых'. Свое развитие тема женской благотворительности получила на 2—й научной Еюнференции «Российские женщины и европейская культура» (Петербург, 1994)’ . В.Г.Чернуха в докладе «Императрица Мария Александровна и ее место в российской государственной жизни» отметила, что «на протяжении X V II-X X вв. статус женщин, принадлежавших к правящей династии, существенным образом менялся: от затворничества до выхода на арену политической жизни». Императрица Мария Александровна (1824-1880) принадлежала к поколению цариц новой формации, игравших в жизни страны существенную роль. В числе других обязанностей к середине X IX в. стало традиционным патронирование воспита284 ' Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России. 1860-1917. Иваново, 1994.-C.91. ’ Российские женщины и европейская культура; Материалы 2-й научной конференции. -СРПб. 1994. |
37 взаимопомощи'. Женские благотворительные общества явились важнейшей формой социализации для широких масс женщин в тот переходный период, когда в общественном сознании происходила смена нормативных воззрений на роль женщины в семье и на производстве. Они, фактически, были существенным адаптивным механизмом, снижавшим повседневные стрессы для многих женщин, вынужденных самостоятельно обеспечивать свое существование. Наконец, работа Хасбулатовой вывела из-под спуда еще один малоисследованный вопрос положение детей как социальной группы. Попечение 0 детях было наиболее распространенной формой женской благотворительности ею занимались более половины всех женских организаций, которые последовательно выступали за законодательную охрану детства, в частности, в начале XX в., требуя запрещения детского труда до 14-летнего возраста и введения всеобщего бесплатного обучения детей 7-14 лет. В 1907 г. под эгидой либеральных женских организаций существовало уже свыше 100 народных (то есть бесплатных) детских садов для детей от 4 до 8 лет, и последовало обращение в Министерство народного просвещения с предложением дать этим детским садам статус государственных учебновоспитательных заведений (факт широкого возникновения детских садов с 1890-х гг. особенно упорно замалчивался в литературе советского времени). Кроме того, с 1904 г. стали возникать общества по защите детей от жестокого обращения со стороны взрослых2. Свое развитие тема женской благотворительности получила на 2-й научной конференции «Российские женщины и европейская культура» (Петербург, 1994)3. В.Г.Чернуха в докладе «Императрица Мария Александровна и ее место в российской государственной жизни» отметила, что «на протяжении XVII-XX вв. статус женщин, принадлежавших к правящей династии, существенным образом менялся: от затворничества до выхода на арену политической жизни». Императрица Мария Александровна ( 18241880) принадлежала к поколению цариц новой формации, игравших в жизни Ф страны существенную роль. В числе других обязанностей императрицы к середине XIX в. стало традиционным патронирование воспитательных домов и женских учебных заведений в рамках Ведомства учреждений Императрицы Марии. Значительный интерес представляют доклады, посвященные истории 1 Lindenirieyr A. Public Life, Private Virtues: Women in Russian Charity, 1762-1914, in Signs: Journal o f Women in Culture and Society, 18 (3), 1993 spring, p. 562-591. 2 Хасбулатова О А. Опыт и традиции женского движения в России. 1860-1917. Иванове, 1994 -С. 91. J Российские женщины и европейская культура: Материалы 2-й научной конференции. СРПб, 1994 ft |