Проверяемый текст
Сайтбагин, Анвар Ризванович; Социально-педагогические условия развития благотворительной деятельности общественных объединений (Диссертация 2002)
[стр. 285]

тельных домов и женских учебных заведений в рамках Ведомства учреждений Императрицы Марии'.
В самое последнее время ряд интересных сюжетов разработан историками-исследователями Твери, Костромы, Тамбова,
Петербурга’ .
Нельзя не упомянуть в данном обзоре работу Л.В.Бадя «Благотворительность и меценатство в России.
Краткий исторический
очерк»’, в которой показаны основные вехи развития благотворительности в России, начиная с раннего Средневековья и кончая началом X X в.
Она насыщена
малоизвесгкой фактографией и в ней впервые дана подробная классификация видов и типов благотворительных заведений Российской Империи в пореформенный период.
Значительный интерес представляет пособие В.Н.Егошиной и Н.В.Елфимовой «Из истории призрения и социального обеспечения детей в России»*, где впервые в современной
историофафии дан очерк помощи детям, причем авторы сфокусировали свое внимание на событиях X V IIIX X веков.
Наибольшим по объему закономерно является раздел, посвященный
призрению детей в конце X IX начале X X вв.
В исследовательском плане интересен подход авторов в завершающем разделе с характерным названием «Монополия государства на социальную политику в отношении детей (1917-1930 гг.)» в нем дана оценка достоинствам и просчетам большевистской доктрины воспитания детей.

285 ' Благодаря выходу в свет статистико-документального справочника «Россия.
1913 год» мы располагаем сегодня систематизированными данными начала XX в.
о количестве благотворительных учреждений, распределении их по ведомствам, их доходах и расходах, числе лиц, воспользовавшихся помощью, а также о
дсятеяьноспс девяти ведо.мств, лидировавших по объему деятельности.
Все это создает предпосылки для объективной оценки состояния экономики, общественных структур и духовной жизни России в общепризнанной наивысшей точке их развития (1913 год), после которой динамичная модернизация была пресечена Первой мировой войной и всеми последующими катаклизмами.

’ Туманова А.С.
Неполитические общественные организации города Тамбова в начале XX века (1900-1917
гг.); Булгакова Л.А.
Неудавшиеся попытки созыва съездов по общественному призрению в начале
>0( века; ее же «Из истории русской периодической печати: журнал «Призрение и благотворительность в России».
19
2-1917 гг.» и др.
Бадя Л.В.
Благотворительность и меценатство в России.
Краткий исторический очерк.
М., 1993.
*
Егошина В.Н., Елфимова Н.В.
Из истории призрения и социального обеспечения детей в России.

М., 1993.
[стр. 38]

учреждений, возникших для воспитания сирот из высших слоев общества и сыгравших большую роль в развитии женского образования.
(Г.И.Смагиной «Из истории женского образования в России: Мариинский институт», Е.Путиловой «Смольный институт благородных девиц: французские истоки и новшества Екатерины II», Ю.У.Раковского «Из истории Императорского воспитательного общества благородных девиц»).
Благодаря выходу в свет статистико-документального справочника «Россия.
1913 год» мы располагаем сегодня систематизированными данными начала XX в.
о количестве благотворительных учреждений, распределении их по ведомствам, их доходах и расходах, числе лиц, воспользовавшихся помощью, а также о
деятельности девяти ведомств, лидировавших по объему деятельности.
Все это создает предпосылки для объективной оценки состояния экономики, общественных структур и духовной жизни России в общепризнанной наивысшей точке их развития (1913 год), после которой динамичная модернизация была пресечена Первой мировой войной и всеми последующими катаклизмами.

В самое последнее время ряд интересных сюжетов разработан историками-исследователями Твери, Костромы, Тамбова
(А.С.Туманова «Неполитические общественные организации города Тамбова в начале XX века (1900-1917 i t .)»), Петербурга (Л.А.Булгакова «Неудавшиеся попытки созыва съездов по общес твенному призрению в начале XX века»; ее же «Из истории русской периодической печати: журнал «Призрение и благотворительность в России».
1912-19.17
гг.») и др.
Нельзя lie упомянуть в данном обзоре работу Л.В.Бадя «Благотворительность и меценатство в России.
Краткий исторический
очерк»1, в которой показаны основные вехи развития благотворительности в России, начиная с раннего средневековья и кончая началом XX в.
Она насыщена
малоизвестной фактографией и в ней впервые дана подробная классификация видов и типов благотворительных заведений Российской Империи в пореформенный период.
Значительный интерес представляет пособие В.Н.Егошиной и Н.В.Елфимовой «Из истории призрения и социального обеспечения детей в России»2, где впервые в современной
историографии дан очерк помощи детям, причем авторы сфокусировали свое внимание на Событиях XVII1-XX веков.
Наибольшим по объему закономерно является раздел, посвященный
1 Бадя Л.В.
Благотворительность и меценатство в России.
Краткий исторический очерк.
М.,1993.

2 Егошина В.Н..
Елфимова Н.В.
Ич истории призрения и социального обеспечения летей в России.
М..
1993

[стр.,39]

призрению детей в конце XIX начале XX вв.
В исследовательском плане интересен подход авторов в завершающем разделе с характерным названием «Монополия государства на социальную политику в отношении детей (19171930 гг.)» в нем дана оценка достоинствам и просчетам большевистской доктрины воспитания детей.

Совокупность указанных выше и других исследований создает объективные предпосылки для анализа российской благотворительности в контексте проблем нашего исследования.
Отметим, прежде всего, что со времен Древней Руси благотворительность выступала как форма помощи имущего неимущему, как проявление сострадания к ближнему, возведенного христианством в нравственный долг.
Она имеет глубокие корни в православной традиции и в силу этого различные духовные институты церковь, монастыри, церковные общины были организаторами различного рода богоугодных благотворительных деяний.
Христианство предложило принципиально новый идеал человеческих взаимоотношений, в основе которого лежало понятие любви.
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим...»: сия есть первая и наибольшая заповедь.
Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего своего как самого себя».
«На сих двух заповедях утверждается закон и пророки» (Мф.22, 3740).
Эти заповеди неразрывно связаны.
Любовь к Богу невозможна без любви к ближнему.
Примером всеобъемлющей духовной любви к человеку явилось очеловечивание Сына Божия.
Его воплощение, прохождение земного пути и принятие крестных страданий было осуществлено во имя этой любви, ради спасения людей.
«Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим 5,8).
Стремясь к этому идеалу человек должен осознать и реализовать свое основное достояние — свою человечность, умение в своем земном предназначении сострадать и быть милосердным.
Только через эту любовь он достигнет полноты любви к Богу.
Человеколюбие должно стать ведущим принципом социального бытия.
Христианские ценности прочно укоренились на древнерусской почве.
Понятие «любовь к ближнему» составило сердцевину нравственных норм в культуре Древней Руси.
Реализация христианских идеалов невозможна без постоянной помощи всем нуждающимся.
В древнерусской культуре она осуществлялась, прежде всего, посредством практики милостыни.
Уже князь Владимир возводит практику милостыни в княжеское служение.
Князь, крестившись, «...по всей земле Русской...
милостыню творил: нагих одевал, голодных кормил, жаждущих напояя, странников одарил милостью, церковников почитал, и любя, и милуя, подавал требуемое...» (Иаков Мних.
«Память и похвала князю русскому Владимиру»).
Каждый нуждающийся мог во дворе князя получить необходимые еду, питье, одежду.
Для неспособных дойти до двора князя вода и пища развозилась по улицам.
При этом велся опрос населения о местонахождении нищих и нуждающиеся

[Back]