Проверяемый текст
Сайтбагин, Анвар Ризванович; Социально-педагогические условия развития благотворительной деятельности общественных объединений (Диссертация 2002)
[стр. 291]

странников).
Из церковной казны неимущим («скудным») людям и даже общинам выдавались беспроцентные ссуды*.
Постепенно при храмах появляются союзы прихожан известные под
именем «медовых братств» на Западе, и «братчин» или «братовщин» на Востоке Руси’ .
Эти союзы содержат больницы, школы, библиотеки, богадельни, оказывают материальную и духовную поддержку.
К началу
ХГХ века в силу различных причин такие организации в основном исчезают.
Но в середине того же века, особенно после 1864 года, когда были опубликованы положения «О правилах для учреждения Православных церковных братств» (8 мая) и «Положение о приходских попечительствах при православных церквях» (2 августа), широко стали распространятся Православные Религиозные Общественные
Организации (ПРОО) различных типов (ЦерЕЮВные Братства, Церковноприходские Попечительства, Общества, Сестричества и хд.) создаваемые, в том числе, и «для дел Христианской благотворительности ...».
К началу X X века в России, по подсчетам автора, было не менее 20 ООО подобных объединений.
В советский период государство монополизировало благотворительность и прекратило как деятельность указанных организаций, так и их существование.
К 90-м гг.
X X века на территории СССР, а потом СНГ, стали возрождаться некоторые типы ПРОО и появляться новые.
12-13 октября 1990 г.
состоялся I съезд церковных братств, где был сформирован Всероссийский Союз Православных
Братств’, которых к 1998г.
только в России стало уже около 90".
На протяжении своей истории эти объединения непрерывно развивались.
И если до середины X IX века, они были основными «профессиональными» благотворителями, то дальше возрастает значение светских
291 ' Палков Л.
Древнерусский приход.
Краткий очерк
церковноприходской жизни в Восточной России до X V III века, и в Западной России до
)^11 века // Богословский вестник.
Февраль, март, апрель.
Сергиев посад, 1897.
С.

296.

Там же.
С.
251.
Поспеловский Д.В.
Православная церковь в истории Руси, России и СССР.
М ., 1996.-С .

374.
"
Милосердие.
1998.
С.
76.
[стр. 42]

игумена монастырь одна из центральных клеток общежития православного народа, включенная в общую систему «Божьего тягла».
Помогая окрестным поселенцам семенами для посева, восстановлением утраченного инвентаря, Иосиф служил преображению окружающей действительности.
К этому он призывал в посланиях князей в голодные годы, прося их установить твердые цены на хлеб.
Противники монастырского землевладения настаивали на том, что каждый сам может прокормиться, обвиняли монахов в стяжательстве, праздности, в том, что они живут за чужой счет.
Однако эти обвинения вряд ли можно отнести к Волоцкому игумену, как и к сторонникам отшельничества или скитничества, которых числили противниками благотворительности.
Иосиф заботился делами, наставлениями, но держал в почете и молитву.
Пустынники же, приводя себя к Богу, приводят через себя весь мир к господу.
Самая главная их милостыня молитва.
Разделение молитвы и дела милосердия свидетельствует о начале секуляризации в мировоззрении.
Феодосии Печерский, который славился делами милосердия, в «Слове о терпении и о любви» говорит, что «...подвизаясь в бдении и в молитвах, непрестанно молясь за весь мир, да получим через это царство небесное...».
Что касается современности, то при возрождении монастырей возрождается и благотворительность.
Сегодня можно наблюдать возрождение уже имевших место форм общественного презрения, как то уход за больными в клиииках, организация церковных больниц, обедов для нуждающихся и ир.
Есть новшества, связанные с особенностями времени возникают общины для лечения наркоманов, алкоголиков.
Сложно пока говорить о современном понимании истоков благотворительности, возможно религиозные мотивы соседствуют с иными соображениями, однако, без сомнения, это искренняя внутренняя потребность сердца1.
Наконец, вполне закономерно, что благотворительная деятельность органически вплеталась в деяния церковных общин.
Писцовые книги XVIXVII вв.
указывают на существование около церквей «дворов богадельных» («келий для нищих», «монастырей»), «нищенских дворов» («изб»), «больниц», «убогих домов» (особых кладбищ для нищих и странников).
Из церковной казны неимущим («скудным») людям и даже общинам выдавались беспроцентные ссуды2.
Постепенно при храмах появляются союзы прихожан известные под
1Крапчунов Д Е .
К вопросу о понимании милосердия в русской монастырской традиции // Милосердие и благотворительность в российской провинции.
Тез.
докл.
Всерос.
конф., Екатеринбург, 22-23 марта 2002 г.
Екатеринбург: Центр "XX век в судьбах интеллигенции России", 2002.
С.
116-120.
2 Папков А.
Древнерусский приход.
Краткий очерк церковно-приходской жизни в Восточной России до XVIII века, и в Западной России до
XVII века // Богословский вестник.
Февраль, март, апрель.
Сергиев посад, 1897.
С.
296.


[стр.,43]

именем «медовых братств» на Западе, и «братчин» или «братовщин» на Востоке Руси1.
Эти союзы содержат больницы, школы, библиотеки, богадельни, оказывают материальную и духовную поддержку.
К началу
XIX века в силу различных причин такие организации в основном исчезают.
Но в середине того же века, особенно после 1864 года, когда были опубликованы положения «О правилах для учреждения Православных церковных братств» (8 мая) и «Положение о приходских попечительствах при православных церквях» (2 августа), широко стали, распространятся Православные Религиозные Общественные
_Организации (ПРОО) различных типов (Церковные Братства, Церковно-приходские Попечительства, Общества, Сестричества и т.д.) создаваемые, в том числе, и «для дел Христианской благотворительности...».
К началу XX века в России, по подсчетам автора, было не менее 20 ООО подобных объединений.
В советский период государство монополизировало благотворительность и прекратило как деятельность указанных организаций, так и их существование.
К 90-м гг.
XX века на территории СССР, а потом СНГ, стали возрождаться некоторые типы ПРОО и появляться новые.
12-13 октября 1990 г.
состоялся I съезд церковных братств, где был сформирован Всероссийский Союз Православных
Братств2, которых к 1998 г.
только в России стало уже около 90’.
На протяжении своей истории эти объединения непрерывно развивались.
И если до середины XIX века они были основными «профессиональными» благотворителями, то дальше возрастает значение светских
организаций, что выводит на передний план специфику исследуемого явления, которая заключается в религиозно-нравственном сопровождении благотворительности.
Эта специфика создает дополнительную причину довольно широкого распространения православных благотворительных организаций5.
Таким образом, вопросы любви и милосердия были неотъемлемой частью религиозных исканий на Руси.
Мы можем говорить об относительном единообразии форм благотворительности в русском монашестве, однако, в разное время разными иноками внутренний смысл и основания благотворительности, милосердия, воспринимались по-разному.
1Папков А.
Древнерусский приход.
Краткий очерк
церковко-прихолской жизни в Восточной России ло XVIII века, и в Западной России до XVII века // Богословский вестник.
Февраль, март, апрель.
Сергиев посад, 1897.
С.

251.
2 Поспеловский Д В.
Православная церковь в истории Руси, России и СССР.
М., 1996,С.374.

J Милосердие.
1998.
С.
76.
4 Зверев А.О.
Православные религиозные общественные организации // Милосердие и благотворительность в российской провинции.
Тез.
докл.
Всерос.
конф., Екатеринбург, 2223 марта 2002 г.
Екатеринбург: Центр «XX век в судьбах интеллигенции России».
2002.
С.
120-126.


[стр.,153]

современности // Контркультура и социальные трансформации.
М.:ИФАНСССР, 1990.-С.4-20.
154.Папков А.
Древнерусский приход.
Краткий очерк церковноприходской жизни в Восточной России до XVIII века, и в Западной России до
XVII века // Богословский вестник.
Февраль, март, апрель.
Сергиев посад, 1897.С.296.

155.
Петров Ю.А.
Династия Рябушинских.
М., 1997.
168 с.
156.
Петрова Л.Е.
Индивидуальная жизненная ситуация как объект благотворительности.
// Благотворительноегь в России.
Социальные и исторические исследования.
2001: Под ред.
О.Л.Лейкинда.
Санкт-Петербург: Лики России,2001.
С.
574-581 157.Петровский А.В.
Психология развивающейся личности (А.В.Петровский и др.; Под ред.
А.В.Петровского).
М.: Педагогика, 1987.
238с.
158.
Платонов К.К.
Коллектив и личность (Редкол.
К.К.Платонов и др.) М.: Наука, 1975.-203 с.
159.Познахирев В.
Чесменская военная богадельня, или Несколько слов из истории милосердия // Военный вестник.
1990.
№11.
с.
9.
160.
Полис А.Ф.
Единство биологического и социального в гармоническом развитии личности.
Межвуз.
сб.
н.
тр.
Рига: Зинатне, 1981.
-227с.
161.Полунина П., Фролов А.
Коллекционеры старой Москвы.
М., 1997.109 с 162.Поспеловский Д.В.
Православная церковь в истории Руси, России и СССР.
М., 1996.

390 с.
163.Поткина И.В.
Савва Морозов.
М., 1998.
144 с.
164.
Правовой статус некоммерческих организаций в России.
М., 1996.-116 с.
165.Психологические механизмы регуляции социального поведения: (сб.
ст./АН.
СССР, Ин-т психологии: (отв.
ред.
М.И.Бобнева и др.).
-М.: Наука, 1979.-335 с.
166.
Пути развития благотворительности как важного эле формирующегося в России гражданского общества.
Материалы первого Всероссийского совещания участников благотворительной деятельности (Москва, 21 сентября 2001 г.).
-М., 2001.
167.Пядухов Г.А.
Посредники благотворительной деятельности: стратегии поведения, социальный эффект // Благотворительность в России.
Социальные и исторические исследования.
2001.
Под ред.
О.Л.Лейкинда.
СПб.: Лики России, 200!.
С.
570-573.
168.Рац М.В.
Идея открытого общества в современной России / Ин-т «Открытое о-во».
М., Магистр, 1997.
40 с.
(Политика и право.
Проблемы формирования открытого о-ва в России).
169.
Рогушина Л.Г.
Благотворительные и просветительские общества Санкт-Петербурга в первой четверти XIX века.
СПб., 2002.
18 с.

[Back]