Проверяемый текст
Сайтбагин, Анвар Ризванович; Социально-педагогические условия развития благотворительной деятельности общественных объединений (Диссертация 2002)
[стр. 292]

организаций, что выводит на передний план специфику исследуемого явления, которая заключается в религиозно нравственном сопровождении благотворительности.
Эта специфика создает дополнительную причину довольно широкого распространения православных благотворительных организаций'.
Таким образом, вопросы любви и милосердия были неотъемлемой частью религиозных исканий на Руси.
Мы можем говорить об относительном единообразии форм благотворительности в русском монашестве, однако, в разное время разными иноками внутренний смысл и основания благотворительности, милосердия, воспринимались поразному.

Однако в той или иной мере мы можем проследить следы различных оснований милосердия почти у каждого подвижника.
Во многом это объясняется тем, что своими корнями в своей совокупности русское иночество уходит в традиции монашества православного Востока, так же различающегося в своих направлениях, но объединяемого евангельскими канонами.
Обобщая различные формы религиозной благотворительности, отметим, что до середины X V
I в.
преобладала религиозно оформленная личная, частная благотворительность.
С появлением таких уникальных памятников, как Стоглав (1551) и Соборное уложение 1649г., начинается переход к системе общественного призрения с различным подходом к разным
фуппам требующих помощи, и, соответственно, нарождается светская организация помощи.
Наряду с церковной общиной субъектом благотворительности выступала крестьянская община.
ЕЕ менталитет формировался во многом под влиянием религиозной системы православных ценностей.
Для крестьянского мировоззрения доминирующими ценностями были:
соприча292 ' Зверев А.О.
Православные религиозные общественные организации // Милосердие и благотворительность в российской провинции.
Тез.
докл.
Всерос.
конф., Екатеринбург, 22-23 марта 2002 г.
Екатеринбург: Центр «XX век в судьбах интеллигенции России», 2002.
С.

120-126.
[стр. 43]

именем «медовых братств» на Западе, и «братчин» или «братовщин» на Востоке Руси1.
Эти союзы содержат больницы, школы, библиотеки, богадельни, оказывают материальную и духовную поддержку.
К началу XIX века в силу различных причин такие организации в основном исчезают.
Но в середине того же века, особенно после 1864 года, когда были опубликованы положения «О правилах для учреждения Православных церковных братств» (8 мая) и «Положение о приходских попечительствах при православных церквях» (2 августа), широко стали, распространятся Православные Религиозные Общественные _Организации (ПРОО) различных типов (Церковные Братства, Церковно-приходские Попечительства, Общества, Сестричества и т.д.) создаваемые, в том числе, и «для дел Христианской благотворительности...».
К началу XX века в России, по подсчетам автора, было не менее 20 ООО подобных объединений.
В советский период государство монополизировало благотворительность и прекратило как деятельность указанных организаций, так и их существование.
К 90-м гг.
XX века на территории СССР, а потом СНГ, стали возрождаться некоторые типы ПРОО и появляться новые.
12-13 октября 1990 г.
состоялся I съезд церковных братств, где был сформирован Всероссийский Союз Православных Братств2, которых к 1998 г.
только в России стало уже около 90’.
На протяжении своей истории эти объединения непрерывно развивались.
И если до середины XIX века они были основными «профессиональными» благотворителями, то дальше возрастает значение светских организаций, что выводит на передний план специфику исследуемого явления, которая заключается в религиозно-нравственном сопровождении благотворительности.
Эта специфика создает дополнительную причину довольно широкого распространения православных благотворительных организаций5.
Таким образом, вопросы любви и милосердия были неотъемлемой частью религиозных исканий на Руси.
Мы можем говорить об относительном единообразии форм благотворительности в русском монашестве, однако, в разное время разными иноками внутренний смысл и основания благотворительности, милосердия, воспринимались по-разному.

1Папков А.
Древнерусский приход.
Краткий очерк церковко-прихолской жизни в Восточной России ло XVIII века, и в Западной России до XVII века // Богословский вестник.
Февраль, март, апрель.
Сергиев посад, 1897.
С.
251.
2 Поспеловский Д В.
Православная церковь в истории Руси, России и СССР.
М., 1996,С.374.
J Милосердие.
1998.
С.
76.
4 Зверев А.О.
Православные религиозные общественные организации // Милосердие и благотворительность в российской провинции.
Тез.
докл.
Всерос.
конф., Екатеринбург, 2223 марта 2002 г.
Екатеринбург: Центр «XX век в судьбах интеллигенции России».
2002.
С.
120-126.


[стр.,44]

т 44 Однако в той или иной мере мы можем проследить следы различных оснований милосердия почти у каждого подвижника.
Во многом это объясняется тем, что своими корнями в своей совокупности русское иночество уходит в традиции монашества православного Востока, так же различающегося в своих направлениях, но объединяемого евангельскими канонами.
Обобщая различные формы религиозной благотворительности, отметим, что до середины XV!
в.
преобладала религиозно оформленная личная, частная благотворительность.
С появлением таких уникальных памятников, как Стоглав (1551) и Соборное уложение 1649 г., начинается переход к системе общественного призрения с различным подходом к разным
группам требующих помощи, и, соответственно, нарождается светская организация помощи.
Наряду с церковной общиной субъектом благотворительности выступала крестьянская община.
Ее менталитет формировался во многом под влиянием религиозной системы православных ценностей.
Для крестьянского мировоззрения доминирующими ценностями были:
сопричастность индивида к делам и интересам коллектива, солидарность, сотрудничество, взаимопомощь1.
Община, рамками которой часто ограничивалась вся жизнь крестьянина, была для него идеалом правильного миропорядка.
Совместная деятельность крестьян, их общежитие в рамках общины было возможно лишь на основе общего нравственного основания в менталитете, нравственных идеалов, соборности.
Поэтому в общинно-уравнительных традициях перераспределения земли, платежей и повинностей всегда прослеживалось не только стремление обеспечить минимальные условия для хозяйственного и физического воспроизводства крестьянской семьи, но и потребность реализовать на практике идеалы Добра, Правды, Справедливости.
Жесткая зависимость русского земледельца от экстремальных природно-погодных условий порождала потребность трудовой взаимопомощи, которая посте(• пенно стала нормой жизни.
Характерный пример крестьянские «помочи», которые выражали идею коллективного, добровольного, безвозмездного труда.
Так осуществлялись работы, необходимые для улучшения условий хозяйствования в общине (плотины, запруды и т.д.), строились дома для погорельцев, общинные школы и больницы, осуществлялась помощь соседям, запаздывающим в посеве, уборке урожая, сенокосе, обрабатывались поля сирот, вдов, калек.
Писатель Н.Н.Златовратский наблюдал в российской деревне второй половины XIX в.
12 разновидностей помочей2.
1 Данилова JI.B., Данилов В.П.
Крестьянская ментальность и община // Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.).
Материалы международной конференции.
М., 1996.-С.
39.
2 Златовратский 11 Н.
Деревенские будни (очерки крестьянской общины) / / 11иеьма из деревни: Очерки о крестьянстве России второй половины XIX в.
М., 1987.
-С.
342.


[стр.,149]

с* 149 88.
Ж данова И.С.
М еценатство как социальный феномен и проблемы его развития в современной России.
М осква-Курск, 1997.
114 с.
89.
Ж изненный путь личности: (Вопросы теории и методол.
социал.
психол.
иссл-й).
Л.В.Сохань и др.; Отв.
ред.
Л.В.Сохань; АН УССР, ин-т филос.
Киев: Наукова думка, 1989.
325 с.
90.
Закирова О.С.
Влияние деятельности посреднических организаций на развитие благотворительности в местных сообщ ествах // Благотворительность в России.
Социальные и исторические исследования.
2001: П од ред.
О.Л.Лейкинда.
Санкт-Петербург: Лики России, 2001.
С.
563569.
91.
Запесоцкий А.
Гуманитарная культура и гуманитарное образование / СПб.
Гуманитар, ун-т профсоюзов СПб.
1996.
320 с.
92.
Запесоцкий А.
М олодежь в современном мире: Проблема индивидуализации и социально-культурной интеграции.
/ СПб.: Гуманитар, ун-т профсою зов.
СПб., 1996.
348 с.
(Новое в гуманитар, науках).
93.
Запесоцкий А., Фаин А.
Эта непонятная молодеж ь...
Проблемы неформальных молодежных объединений.
М ., 1990.
144 с.
94.
Зверев А.О.
Православные религиозные общ ественны е организации // М илосердие и благотворительность в российской провинции.
Тез.
докл.
Всерос.
конф., Екатеринбург, 22-23 марта 2002 г.
Екатеринбург: Центр "XX век в судьбах интеллигенции России", 2002.
С.

109-113.
95.
Зеликова Ю .А., Фомин Э.А .
Проблемы становления благотворительного сектора в Санкт-Петербурге // Благотворительные организации Санкт-Петербурга.
СПб., 1996.
37 с.
96.
Златовратский Н.Н.
Деревенские будни (очерки крестьянской общ ины) // Письма из деревни: Очерки о крестьянстве России второй половины XIX в .-М ., 1 9 8 7 .-С .
332-342.
97.
Зыков М.
Что такое профессиональный клуб? // КНР.
1987, -№ 8.-С .1415.
98.
Зырина Е.Е.
И сследование представлений об идеальном устройстве и функционировании некоммерческой организации и улучш ении «качества» НКО // Благотворительность в России.
Социальные и исторические исследования.
2001: П од ред.
О.Л.Лейкинда.
Санкт-Петербург: Лики Р о сси и ,2 0 0 1 .С.
561-562.
99.
Иванова Ю .В.
Традиции.
Политика.
Культура.
Чита: Изд-во Забайкальского гос.
пед.
ин-та, 1997.
158 с..
100.
И дентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб.ст.
/ П од ред.
М .Б.Опкотт, В.Тишкова, А.М алашенко.
М.: Центр Кар-неги.
1997.490 с.
101.
Изменения демографических характеристик семьи.
1993-1997 гг.
М., 1997: НИИ семьи.
С.
72-30.
102.
Иконникова С.Н.
Диалог о культуре.
Л.: Лениздат, 1 9 8 7 ,140 с.
103.Иконникова С.Н., Соколов Э.В.
Диалектика развития личности.
II

[Back]