Проверяемый текст
Сайтбагин, Анвар Ризванович; Социально-педагогические условия развития благотворительной деятельности общественных объединений (Диссертация 2002)
[стр. 295]

субъектов благотворительности, государственного регулирования данной формы социально-культурной активности.
Можно констатировать, что со времен Киевской Руси до середины X V I
века не принимались законодательные акты или другие государственные документы, касающиеся общественного призрения.
Однако стремительный рост масштабов нищенства вынуждает Стоглавый собор (1551г.) признать необходимым принятие мер против «нищих-промышленников» с целью регулирования.
Однако реально государственные документы, направленные на регулирование дела общественного призрения, появляются лишь в конце X V II века.
К числу первых государственных актов относится Грамота Всероссийского патриарха (1682 г.), направленная архиепископам и требовавшая от них присылки денег в М о с к^ на содержание богаделен.
В это же время начинается процесс разделения нищих на «действительно нуждающихся» и «нищих по профессии».
В 1691 году появляется именной указ «О
забраним нищих, притворяющихся увечными, о пересылке оных на прежние жительства, и о наказаниях их, когда пойманы будут в нищенстве во второй раз».
В дальнейшем в России вплоть до начала X X века подобные указы будут издаваться многократно, совершенствоваться будут в основном формы борьбы с нищенством.
Царь Федор Алексеевич в своем указе требовал нищих по профессии наказывать кнутом и ссылать в дальние сибирские города.
Петр I продолжил политику преследования нищенства.
Изданные им указы воспрещали частную благотворительность и подачу милостыни, облагая штрафом в размере пяти рублей тех, кто ослушается.
В то же время Петр I принимает ряд мер по оказанию помощи нуждающимся.
Собственно, только начиная с Петра
I, государство обращает внимание на нищенство и рассматривает призрение как элемент государственной политики.
Впервые государственный план «призрения бедных» был выдвинут Петром
I, потребовавшим повсеместного устройства по губерниям «гошпиталей» т.е.
приютов для всякого рода призреваемых, а также приюта для «зазорных» детей.
Петр был первым, кто решился искоренить нищенство насильственными методами и запретить частную
295
[стр. 45]

Традиции человеколюбия, взаимопомощи и милосердия проявлялись также в реализации общиной своих главных функций податной и поземельной, связанных с распределением податей, повинностей и земли в общинной даче между однообщественниками.
Существовала практика добровольных уступок угодий многоземельными общинами в пользу малоземельных.
Разумеется, земля предоставлялась только тем, кто способен ее обработать и нести все платежи и повинности.
Но крестьянские представления о справедливости и милосердии проявлялись в выделении земельных пайков «из чести» и «мироплатимых» наделах.
Эти небольшие по размерам участки земли давались крестьянским хозяйствам, которые не несли тягла, а иногда и не могли обработать землю престарелым, инвалидам, вдовам с.
малолетними детьми, сиротам.
По своему усмотрению они могли сдать эти участки в аренду или обработать общинной «помочью».
Крестьянские представления о справедливости и милосердии отражались в любом мирском приговоре о распределении платежей и повинностей.
Как правило, он начинался стандартной фразой о решении крестьян данного общества разложить «тягло» «не облегчая богатого и излишне не отягощая бедного и неспособного к труду, а уравнительно».
В ходе борьбы за эту уравнительность крестьянская община к концу XIX в.
изжила из своей практики «мертвую» раскладку по ревизским душам и постепенно приближалась к подоходному обложению.
Разница в платежах зажиточных и «маломощных» хозяйств составляла нередко 25 руб.1 Под опекой крестьянского мира и у него на содержании всегда находилось известное количество сирот, престарелых, калек, вдов с малолетними детьми, погорельцев.
Выживание этих социально незащищенных слоев населения без общинного милосердия и коллективной благотворительности, реализуемых через традиционные функции общины, было невозможно.
В России XIX начала XX вв., когда система государственной социальной защиты крестьянского населения была неразвита, без системы мер общинной взаимопомощи и милосердия невозможно было представить успешное воспроизводство массы земледельческого населения в стране.
Немалый интерес в контексте нашего исследования представляет вопрос отношения государства к благотворительности в целом и деятельности различных субъектов благотворительности, государственного регулирования данной формы социально-культурной активности.
Можно констатировать, что со времен Киевской Руси до середины XVI
1 Якимова И.А.
Взаимопомощь и милосердие как традиционные черты общинного менталитета российского крестьянства в XIX начале XX вв.
// М илосердие и благотворительность в российской провинции.
Тез.
докл.
Всерос.
конф., Екатеринбург, 2223 марта 2002 г.
Екатеринбург: Центр «XX век в судьбах интеллигенции России», 2002.-С.
1120.


[стр.,46]

46 века не принимались законодательные акты или другие государственные документы, касающиеся общественного призрения.
Однако стремительный рост масштабов нищенства вынуждает Стоглавый собор (1551 г.) признать необходимым принятие мер против «нищих-промышленников» с целью регулирования.
Однако реально государственные документы, направленные на регулирование дела общественного призрения, появляются лишь в конце XVII века.
К числу первых государственных актов относится Грамота Всероссийского патриарха (1682 г.), направленная архиепископам и требовавшая от них присылки денег в Москву на содержание богаделен.
В это же время начинается процесс разделения нищих на «действительно нуждающихся» и «нищих по профессии».
В 1691 году появляется именной указ «О
забрании нищих, притворяющихся увечными, о пересылке оных на прежние жительства, и о наказаниях их, когда пойманы, будут в нищенстве во второй раз».
В дальнейшем в России вплоть до начала XX века подобные указы будут издаваться многократно, совершенствоваться будут в основном формы борьбы с нищенством.
Царь Федор Алексеевич в своем указе требовал нищих по профессии наказывать кнутом и ссылать в дальние сибирские города.
Петр I продолжил политику преследования нищенства.
Изданные им указы воспрещали частную благотворительность и подачу милостыни, облагая штрафом в размере пяти рублей тех, кто ослушается.
В то же время Петр I принимает ряд мер по оказанию помощи нуждающимся.
Собственно, только начиная с Петра
1, государство обращает внимание на нищенство и рассматривает призрение как элемент государственной политики.
Впервые государственный план "призрения бедных" был, выдвинут Петром
1, потребовавшим повсеместного устройства по губерниям "гошпиталей", т.е.
приютов для всякого рода призреваемых, а также приюта для "зазорных" детей.
Петр был первым, кто решился искоренить нищенство насильственными методами и запретить частную
благотворительность.
По указу 1712 г.
всех нищих без разбора били на площадях, клеймили и ссылали на каторжные работы: никакой амнистии ни старым, ни больным, ни сумасшедшим.
С 1718 г.
карали и тех, кто давал милостыню: штраф от 5 до 10 рублей.
Но Петр не запрещал милостыню вообще, можно было отдать деньги в приют, богадельню и т.д.
Такая политика не могла понравиться людям, которые привыкли к исторически сложившимся традициям Руси.
Войну с нищими Петр 1проиграл.
Окончательно на "государственную службу" благотворительность была поставлена При Екатерине II.
По указу от 7 ноября 1775 г.
в каждой губернии создавались Приказы общественного призрения.
В их обязанности входило устраивать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для психических больных, работные дома.
Система была не совершенна, но налицо были попытки государства охватить все слои Ф

[Back]