Проверяемый текст
Сайтбагин, Анвар Ризванович; Социально-педагогические условия развития благотворительной деятельности общественных объединений (Диссертация 2002)
[стр. 296]

благотворительность.
По указу 1712 г.
всех нищих без разбора били на площадях, клеймили и ссылали на каторжные работы: никакой амнистии ни старым, ни больным, ни сумасшедшим.
С 1718 г.
карали и тех, кто давал милостыню: штраф от 5 до 10 рублей.
Но Петр не запрещал милостыню вообще, можно было отдать деньги в приют, богадельню и т.д.
Такая политика не могла понравиться людям, которые привыкли к исторически сложившимся традициям Руси.
Войну с нищими Петр
I проиграл.
Окончательно на «государственную службу» благотворительность была поставлена при Екатерине II.
По указу от 7 ноября 1775 г.
в каждой губернии создавались Приказы общественного призрения.
В их обязанности входило устраивать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для психических больных, работные дома.
Система была не совершенна, но налицо были попытки государства охватить все слои
населения, нуждающиеся в защите.
Развитие политики государственного призрения нашло свое отражение в дальнейшем в создании ряда благотворительных обществ и ведомств, зачастую по инициативе лиц императорской фамилии: 1802 г.
создано императорское Человеколюбивое общество; 1812 г.
Патриотическое общество; 1828-1842 гг.
шло оформление Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны и др.
С конца X V III в.
под контроль высочайшей власти была поставлена также частная и общественная благотворительность.
С развитием капитализма в России благотворительность приобретает новое значение, становясь заметным общественным явлением.
С 1862 г.
благотворительность из
ю>мпетенции царя передана в ведение Министерства Внутренних Дел, где решались вопросы о принятии пожертвований, открытии богаделен, больниц и других заведений и обществ.
В этот период активизируется также общественная и частная благотворительность, увеличивается количество и расширяется сфера вложения жертвуемых капиталов.
Наряду с традиционным призрением бедных (в богадельнях, сиротских и работных домах), особое внимание
уде296
[стр. 46]

46 века не принимались законодательные акты или другие государственные документы, касающиеся общественного призрения.
Однако стремительный рост масштабов нищенства вынуждает Стоглавый собор (1551 г.) признать необходимым принятие мер против «нищих-промышленников» с целью регулирования.
Однако реально государственные документы, направленные на регулирование дела общественного призрения, появляются лишь в конце XVII века.
К числу первых государственных актов относится Грамота Всероссийского патриарха (1682 г.), направленная архиепископам и требовавшая от них присылки денег в Москву на содержание богаделен.
В это же время начинается процесс разделения нищих на «действительно нуждающихся» и «нищих по профессии».
В 1691 году появляется именной указ «О забрании нищих, притворяющихся увечными, о пересылке оных на прежние жительства, и о наказаниях их, когда пойманы, будут в нищенстве во второй раз».
В дальнейшем в России вплоть до начала XX века подобные указы будут издаваться многократно, совершенствоваться будут в основном формы борьбы с нищенством.
Царь Федор Алексеевич в своем указе требовал нищих по профессии наказывать кнутом и ссылать в дальние сибирские города.
Петр I продолжил политику преследования нищенства.
Изданные им указы воспрещали частную благотворительность и подачу милостыни, облагая штрафом в размере пяти рублей тех, кто ослушается.
В то же время Петр I принимает ряд мер по оказанию помощи нуждающимся.
Собственно, только начиная с Петра 1, государство обращает внимание на нищенство и рассматривает призрение как элемент государственной политики.
Впервые государственный план "призрения бедных" был, выдвинут Петром 1, потребовавшим повсеместного устройства по губерниям "гошпиталей", т.е.
приютов для всякого рода призреваемых, а также приюта для "зазорных" детей.
Петр был первым, кто решился искоренить нищенство насильственными методами и запретить частную благотворительность.
По указу 1712 г.
всех нищих без разбора били на площадях, клеймили и ссылали на каторжные работы: никакой амнистии ни старым, ни больным, ни сумасшедшим.
С 1718 г.
карали и тех, кто давал милостыню: штраф от 5 до 10 рублей.
Но Петр не запрещал милостыню вообще, можно было отдать деньги в приют, богадельню и т.д.
Такая политика не могла понравиться людям, которые привыкли к исторически сложившимся традициям Руси.
Войну с нищими Петр
1проиграл.
Окончательно на "государственную службу" благотворительность была поставлена При Екатерине II.
По указу от 7 ноября 1775 г.
в каждой губернии создавались Приказы общественного призрения.
В их обязанности входило устраивать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для психических больных, работные дома.
Система была не совершенна, но налицо были попытки государства охватить все слои
Ф

[стр.,47]

населения, нуждающиеся в защите.
Развитие политики государственного призрения нашло свое отражение в дальнейшем в создании ряда благотворительных обществ и ведомств, зачастую по инициативе лиц императорской фамилии: 1802 г.
создано императорское Человеколюбивое общество; 1812 г.
Патриотическое общество; 1828-1842 гг.
шло оформление Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны и др.
С конца XVIII в.
под контроль высочайшей власти была поставлена также частная и общественная благотворительность.
С развитием капитализма в России благотворительность приобретает новое значение, становясь заметным общественным явлением.
С 1862 г.
благотворительность из
компетенции царя передана в ведение Министерства Внутренних Дел, где решались вопросы о принятии пожертвований, открытии богаделен, больниц и других заведений и обществ.
В этот период активизируется также общественная и частная благотворительность, увеличивается количество и расширяется сфера вложения жертвуемых капиталов.
Наряду с традиционным призрением бедных (в богадельнях, сиротских и работных домах), особое внимание
уделяется поддержке науки, культуры, возникают различные фонды помощи рабочим.
В конце XIX начале XX вв.
особое развитие получает общественная благотворительность в рамках различных постоянно действующих обществ, комитетов, попечительств.
Их отличает более рациональная организация работы, широкая сфера деятельности.
Благотворительность рассматривалась как некий регулятор социального равновесия, как один из возможных факторов общественного развития.
Благотворительные организации находились в центре внимания всего общества, что обеспечивало их продуктивную деятельность и функционирование.
Главной фигурой здесь становится российский предприниматель.
Благотворительность буржуазии во многом зависела от мировоззренческих установок представителей данной социальной группы, обуславливалась различными причинами и преследовала далеко не однозначные цели.
На развитие благотворительности огромную роль оказывала государственная политика в этой области.
С одной стороны, все формы общественных занятий (в т.ч.
участие в деятельности благотворительных обществ, членство в попечительских советах школ, училищ, приютов и т.д.) считались государственным делом, и всемерно поощрялись властью: крупные благотворители награждались орденами, чинами, почётными званиями и сословными правами.
С другой стороны, жесткий контроль и мелочная регламентация частной и общественной благотворительности приводили к тому, что этого рода деятельность сосредоточивалась в руках узкого круга крупной буржуазии и тем самым сдерживалась работа благотворительных обществ и заведений.
По закону требовалось обязательное единовременное внесение всего капитала, необходимого для открытия и содержания какого

[Back]