Проверяемый текст
Сайтбагин, Анвар Ризванович; Социально-педагогические условия развития благотворительной деятельности общественных объединений (Диссертация 2002)
[стр. 301]

чи, учителя, прюфессура), вносившие энтузиазм своим личным участием в организации и реализации благотворительных акций.
Благотворительные организации стали важнейшим каналом выхода женщин и представителей непривилегированных социальных
фупп (например, богатых крестьян) на общественную арену.
В это время добровольчество существовало не только как массовое явление, но уже, как отмечалось выше, приобретало организационные формы и поддерживалось и регулировалось государством.
Весьма показателен в этом отношении опыт Москвы.

1894 году Московской Городской Думой были учреждены «Городские Попечительства о бедных» по инициативе члена М ГД профессора М Г У Владимира Ивановича Герье.
Система Попечительств (а их в то время было 29), разработанная В.И.Герье, являлась воплощением в России «Эльберфельдской системы» (по названию Земли в Германии), получившей
широЕюе распространение в Европе благодаря своей простоте и целесообразности.
Эти учреждения были для России делом совершенно новым и по тем принципам, которые были положены в основу их организации, стояли неизмеримо выше существовавших ранее
благотворительных обществ и учреждений.
На Попечительствах лежала задача изучать нуждающееся население своего района, определять характер и способ помощи, вырабатывать свою стратегию и осуществлять реальную помощь нуждающимся.
Городские.
При поддержке Московской Городской Думы деятели Участковых Попечительств приняли на себя обязанности по сбору средств, обследованию положения нуждающихся и оказанию индивидуальной помощи пособиями, одеждой, устройством детей в дневные приюты и т.д.
Опыт работы Попечительств был положительно воспринят и Циркуляр М В Д от 31 марта 1899г.

pei«>мендовал «распространить опыт Москвы в другие города».
Конец Х1Х-начало X X века отличались динамичным развитием благотворительного движения, участием общественности как в бескорыстной помощи, так и в развитии фажданских основ общества.
В этот период рост числа благотворительных заведений и обществ сопровождался разработкой теоретических вопросов, а также попытками реформирова301
[стр. 50]

50 Петербурге насчитывалось 355 филантропических ассоциаций, в Москве 259, в Риге 165, в Одессе 74, в Киеве 46, в Саратове 39, в Томске 15.
В деятельности благотворительных обществ реализовывались два вектора общественных устремлений новая в общественном сознании (имевшая европейские корни, но русскую окраску) идея общественного служения и патриархальная православная идея милосердия.
Это обеспечило широкий социальный спектр участников.
Таким образом, анализ социального состава деятелей обществ может служить индикатором формирования новой гражданской идентичности.
На рубеже XIX-XX веков в некоммерческом секторе, очевидно, определились три активных и взаимодействующих силы: 1) дворянство (аристократия), имевшая опыт и укреплявшая своим именем престиж дела; 2) предприниматели-жертвователи; 3) профессионалы (юристы, врачи, учителя, профессура), вносившие энтузиазм своим личным участием в орга^ низации и реализации благотворительных акций.
Благотворительные организации стали важнейшим каналом выхода женщин и представителей непривилегированных социальных
групп (например, богатых крестьян) на общественную арену.
В это время добровольчество существовало не только как массовое явление, но уже, как отмечалось выше, приобретало организационные формы и поддерживалось и регулировалось государством.
Весьма показателен в этом отношении опыт Москвы.

В 1894 году Московской Городской Думой были учреждены «Городские Попечительства о бедных» по инициативе члена МГД профессора МГУ Владимира Ивановича Герье.
Система Попечительств (а их в то время было 29), разработанная В.И.Герье, являлась воплощением в России «Эльберфельдской системы» (по названию Земли в Германии), получившей
широкое распространение в Европе благодаря своей простоте и целесообразности.
Эти учреждения были для России делом совершенно новым и по тем принципам, которые были положены в основу их организации, стояли неизмеримо выше существовавших ранее
<• благотворительных обществ и учреждений.
На Попечительствах лежала задача изучать нуждающееся население своего района, определять характер и способ помощи, вырабатывать свою стратегию и осуществлять реальную помощь нуждающимся.
Городские.
При поддержке Московской Городской Думы деятели Участковых Попечительств приняли на себя обязанности по сбору средств, обследованию положения нуждающихся и оказанию индивидуальной помощи пособиями, одеждой, устройством детей в дневные приюты и т.д.
Опыт работы Попечительств был положительно воспринят и Циркуляр МВД от 31 марта 1899 г.

рекомендовал «распространить опыт Москвы в другие города».
Конец XIX начало XX века отличались динамичным развитием благотворительного движения, участием общественности, как в бескорыстной помощи, так и в развитии гражданских основ общества.
В этот

[стр.,51]

51 период рост числа благотворительных заведений и обществ сопровождался разработкой теоретических вопросов, а также попытками реформирования законодательства в сфере общественного призрения.
Об этом свидетельствует участие российских деятелей благотворительности в международных и российских конгрессах.
В этот период состоялись три съезда (1886, 1910, 1914 гг.) по вопросам общественного призрения и частной благотворительности, на которые съезжались общественные деятели со всей страны для обсуждения насущных проблем помощи бедным, пожилым, детям-бродягам и т.д., где поднимались концептуальные вопросы, касающиеся реформирования законодательства и положения русской благотворительности.
Весь исторический опыт развития системы помощи обездоленным подвел российское общество в начале XX века к осознанию того, что эта система должна быть сформирована на основе объединения усилий трех сил: отдельных лиц, общества и государства.
Действовавшая в советский период система социального обеспечения, ^ несмотря на ряд положительных моментов (например, она охватывала все население), имела весьма ограниченные возможности для развития.
Более того, как показывают исследования, жизнестойкость ряда советских заведений социальной защиты объяснялась в немалой степени тем, что многие рациональные организационные формы (к примеру, детские сады, амбулатории, молочные кухни, пособия малоимущим) были заимствованы из дореволюционного прошлого, а в ряде этих заведений вплоть до Великой Отечественной войны работала часть старого персонала, хранившего и передававшего традиции милосердия.
Отрицательным фактором стало устранение благотворительности (самого понятия и стоящих за ним пожертвований) из сферы социальной жизни.
После 1918 г.
произошла постепенная бюрократизация сферы помощи обездоленным, а в отсутствие живой общественной силы она сплошь и рядом делалась глухой к нуждам граждан.
Оказалось, что монопольное государственное призрение нравственно несостоятельно.
Таким образом, • жизнеспособность как государственных, так и негосударственных форм помощи в немалой степени будет зависеть от того, насколько удастся восстанов:сг)> оптимальные черты российских традиций благотворительности.
Обобщая материалы данного раздела, отметим следующее: 1.
Историко-культурологический анализ феномена благотворительности позволяет обосновать ряд закономерностей, характеризующих данное явление.
Это., во-первых, объективный характер благотворительности, проявляющийся в ее существовании независимо от исторических, политических, экономических и других условий и практически во всех странах.
Вовторых, усложнение организационных форм благотворительности, тентенденция к росту многосубъектности благотворителей, их объединению в ассоциации, союзы, центры и т.п.
B-гретьих, тенденция к расширению (•

[Back]