Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 35]

предполагает объяснение механизмов порождения ценностей, этапов их развития, исследование факторов, определяющих их динамку, характеристику форм их представленности в коллективном и индивидуальном бытии, в различных областях человеческой практики.
Нравственный идеал включает в себя как ценности, так и нормы.
Если ценности устанавливают культурную вертикаль, концентрируя и воплощая предельные устремления к совершенств, то культурная норма определяет фаницы, правила и социальные санкции, носящие конкретноисторический характер и отражающие специфику каждой конкретной культуры.
Нормы содержат в себе плюс и минус, они фиксируют должное и запрещенное.
Нормы выстраиваются на основе бинарной оппозиции — одна ее часть маркирована положительно, другая —офицательно; можно нельзя, положено —не положено, принято не принято.
Биполярность нормативных смыслов связана с двоичностью восприятия и постижения окружающего мира.
Установлено, что в описании любой картины мира лежат бинарные оппозиции универсального характера: жизнь смерть, счастье несчастье, правый левый, хорошее дурное, прошлое будущее и т.д.
В нормативных оппозициях существует срединная зона: если чтото запрещено, а что-то обязательно, то нечто разрешено, т.е.
ни обязательно, ни запрещено.
При этом социальные нормы носят более запретный характер, конфолируются обществом, которое за их нарушение предусматривает определенные санкции.
Нормы этические (относящиеся, в основном, к категории должного) более индивидуальны, они предполагают внутренний выбор личности, формируются семьей, системой образования, регулируются совестью, религиозным сознанием.
Культурные нормы носят социальный характер, и следование им
определяет успешность социально-культурной интефации личности.
Смысл и категоричность нормы обусловлены различными контекстами историческим, профессиональным, конфессиональным, этническим, возрастным, бытовым и т.д.
Нормы определяют конкретные пути и способы достижения желаемого (или возможного в данных условиях),
фебования 35
[стр. 151]

даниях, обычаях, традициях и обеспечивающих смысл существования человека и общества.
По определению П.
Флоренского, культура — это борьба Логоса с мировым уравниванием — Хаосом, это стремление к раскрытию и осуществлению безусловных ценностей и идеалов.
В этом смысле начало культуры и происхождение религии по времени совпадают.
Сотворение надличностных и внеприродных сил (идеальных образов, замещающих реальность) — это первый шаг культуры на пути выстраивания своей духовно-нравственной вертикали.
Этим шагом человек преодолел древнейший инстинкт идентификации с«врагом» в форме каннибализма и сотворил идеальный образ для поклонения, подражания и самоусиления.
Ключевой категорией анализа ценностно-нормативной базы культурной системы является идеал как универсальная и всеопределяющая ипостась бытия человека и культуры, проявляющаяся во всех сферах и на всех уровнях ее функционирования; врелигии, философии, педагогике, общественной идеологии.
Идеал и задает суммарный вектор развития культуры, и определяет смысл человеческого существования, перспективу человеческого бытия в индивидуальном преломлении.
Если идеалы и ценности устанавливают культурную вертикаль, концентрируя и воплощая предельные устремления к совершенству, то культурная норма определяет границы, правила и социальные санкции, носящие конкретно-исторический характер и отражающие специфику каждой культуры.
Культурные нормы носят социальный характер, и следование им
предполагает успех социальной интеграции личности.
Эти нормы определяют конкретные пути и способыдостижения желаемого (или возможного вданных условиях), требования к содержанию и качеству жизни, а также стандарты оценки жизненных событий, проявляясьв повседневнойжизни в виде нравственных критериев, принципов и правил.
Они выступают условием и результатом конвенциональной деятельности человека, гармонизируя его жизненные смыслы, цели и ценности снормами, принятыми в данном обществе.
Нормативные границы частично кодифицированы вправовых документах, частично закреплены вповедении как нравы, обычаи, привычки и т.
п.
или же вустойчивых, разделяемых людьми представлениях.
Они принимаются нерефлексивно, тем не менее служат основой взаимопонимания при общении и взаимодействии людей.
По структуре своей такого рода нормы и правила носят антропологический характер, а по содержанию они культурно специфичны.
Нормативные рамки не являются однозначно и жестко заданными, а оставляютлюдям определенную степень свободы для индивидуального регулирования процесса собственной жизнедеятельности, выбора соотношения между устойчивым и изменчивым аспектами образа и стиля жизни.
Последствия индивидуальных действий оценивают151

[Back]